Врачи в опасности

3000

Медики занимают пятое место среди профессий по уровню профзаболеваемости, опережая даже работников химической промышленности. Однако достаточного внимания этой проблеме не уделяется ни на уровне клиник, ни на государственном.

По мнению первого заместителя председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Ларисы Пономаревой, проблема обрела особое звучание в свете повышенного внимания к условиям труда и безопасности работы медперсонала, которые напрямую влияют на здоровье пациентов.

Не в приоритете

Экономические потери в России от инфекционных заболеваний медиков, причиной которых стали проводимые ими  же медицинские вмешательства, достигают 15 млрд руб. в год. Ежегодно около 320 тысяч медиков не выходят на работу из-за болезней.

Но волнует ли руководителей ЛПУ наличие безопасных условий деятельности персонала? Директор Учебно-методического центра развития долгосрочных программ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Нинель Хан утверждает, что эти вопросы не стоят в приоритете у руководителей лечебных учреждений.

 — К сожалению, сейчас они думают преимущественно о том, как удержать лечебные учреждения на плаву, при большом недостатке средств пытаются заткнуть дыры, — говорит она. — Наверное, главврачи хотели бы создавать эффективные способы защиты персонала, но не готовы сформировать какие-либо финансовые источники для этого. Более того, эксперт обращает внимание на то, что сегодняшняя система стимулирования, распределения надбавок к зарплате ведет к тому, чтобы врач и медсестра перерабатывали, что никак не способствует решению задач безопасности медицинского персонала.

 — Сегодня нет сформированного общественного интереса к защите медицинского персонала, — констатирует Нинель Хан, — и это задача профессионального сообщества.

Безусловно, совсем устранить риски заболевания медиков на рабочем месте нет никакой возможности, но можно добиться существенного их снижения. По мнению главы представительства компании «Бектон, Дикинсон энд компани» в России и СНГ Алексея Бобрика, в вопросах законодательного регулирования обеспечения безопасности здоровья и условий труда медицинских работников Россия могла бы опираться на международный опыт, внедрять лучшие мировые практики. В США с 1987 года принят целый ряд документов в этом направлении, а в 2001 году за отсутствие безопасных инструментов OSHA (Управление охраны труда и здоровья) наложило на лечебно-профилактические учреждения 132 штрафа общим размером более 1 млн долл. С начала 2000-х годов законодательство отдельных стран Европы также обязывает использовать безопасные медицинские инструменты. В 2010 году появилась Директива Евросоюза 2010/32/, обязывающая страны к 11 мая 2013 года внедрить комплекс мер по защите медицинских работников от травм и гемоконтактных инфекций, в том числе через обеспечение доступа к безопасным инструментам.

Впрочем, эксперт отмечает, что первые шаги к улучшению ситуации в отечественном здравоохранении уже делаются. Организаторы здравоохранения, законодатели, представители медицинского сообщества и индустрии объединяют усилия для анализа проблем, комплексного внедрения современных технических решений, формирования полноценной нормативной базы. В рамках материально-технического переоснащения ЛПУ внедряются современные медицинские технологии.

Надо поторопиться

Год назад Экспертный совет по здравоохранению при комитете Совета Федерации по социальной политике провел заседание, на котором обсуждались вопросы безопасности условий труда и охраны здоровья медицинских работников. Минздраву было рекомендовано рассмотреть возможность создания единых эффективных стандартов безопасности работы медиков и федеральной системы мониторинга рисков с информированием о них медработников и администрации медучреждений. Эксперты предлагали создать условия для внедрения современных программ обучения и повышения квалификации медперсонала с использованием современных технологий и медицинских изделий, обеспечивающих безопасность медиков, и начать работу по подготовке и проведению комплекса организационных и общественных мероприятий, снижающих риски возникновения инфекционных заболеваний среди медицинских работников и пациентов. В рекомендациях также отмечалась необходимость улучшения обеспечения медучреждений современными устройствами, оборудованием, материалами и инструментарием, обеспечивающими безопасность условий труда и формирования системы контроля соответствия и сертификации рабочих мест и помещений, в которых производится взаимодействие медицинского персонала и пациентов с биологическими материалами. В числе необходимых мер назывались разработка норм обучения и профессиональной аттестации медицинского персонала, работающего с биологическими материалами, и внедрение системы ранней диагностики профессиональных заболеваний медработников и методов экспресс-диагностики в случае возникновения риска чрезвычайных ситуаций.

Но, по словам академика РАМН Сергея Колесникова, одного из немногих интересующихся этой темой, на сегодняшний день положение дел принципиально не изменилось.

 — Обозначенные год назад проблемы достаточно серьезные, быстро не решатся, — говорит эксперт. — Сегодня вопросы обеспечения безопасности здоровья и условий труда медицинских работников обозначены в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», но они требуют дальнейшего развития и закрепления в нормативных актах.  В частности, требуют доработки следующие статьи закона: права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья; особенности организации оказания медпомощи работникам отдельных организаций; медицинские осмотры, диспансеризация; медицинские отходы; права мед-  и фармработников и меры их стимулирования; обязанности медорганизаций; госконтроль и ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Силами экспертов общественного движения «За социальную безопасность», сопрезидентом которого является Сергей Колесников, готовится технический регламент по безопасной работе медицинского персонала с колюще-режущими инструментами.

 — Прецеденты принятия подобных документов в европейских странах есть, — уверяет он. — Нам тоже надо поторопиться, потому что случаи заражения медработников такими инфекциями, как  ВИЧ или  гепатит, наиболее опасны и, к сожалению, их число не уменьшается. За два месяца мы завершим работу над  регламентом и к сентябрю передадим его на рассмотрение в Минздрав (орган законодательной инициативы), Роспотребнадзор, Госдуму и Правительство РФ. Надеемся, наш труд будет востребован.

По его мнению, ждет своего решения и проблема инфекций, передающихся воздушно-капельным путем, как и другая — выведение из сферы действия медперсонала аллергенных веществ.

Наконец, существенным моментом в борьбе с профзаболеваемостью является информационная открытость.

— Важно, чтобы не было сокрытия случаев нанесения ущерба здоровью медицинского работника, чтобы сокрытие подобной  информации наказывалось. Пока это не предусмотрено ни в административном, ни в уголовном  кодексе, — подчеркивает Сергей Колесников и резюмирует: — Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» принят всего год назад, ожидать, что все стремительно поправится, не приходится. Сфера здравоохранения очень консервативна.

Выше, чем в среднем

Уровень смертности медицинских работников в возрасте до 50 лет на 32% выше, чем в среднем по стране, у хирургов эта цифра доходит до 40%. В структуре профессиональных заболеваний первое место стабильно занимают инфекционные (от 75 до 83,8%, в среднем — 80,2%), при которых медицинские работники оказываются в группе повышенного риска. Так, риск заражения ВИЧ при уколе инфицированной иглой составляет около 0,3%, вирусом гепатита С — 10%, а вирусом гепатита В — 30%. На втором месте — аллергические заболевания (от 6,5 до 18,8%, в среднем — 12,3%), на третьем — интоксикации и заболевания опорно-двигательного аппарата.

Источник:  medvestnik.ru
Поделиться
3000
Личный кабинет