Ученые нашли «убежище» туберкулезных микобактерий

Американские ученые из медицинской школы Стэнфордского университета обнаружили внутри мезенхимальных стволовых клеток (МСК) костного мозга генетический материал туберкулезных микобактерий. В ходе дальнейших экспериментов им удалось выделить активные бактерии из клеток бывшего больного туберкулезом, прошедшего полноценный курс лечения.

Ученые отмечают, что мезенхимальные стволовые клетки костного мозга являются идеальным убежищем. Они обладают врожденной резистентностью к лекарствам, слабо дифференцированы и имеют особый иммунный статус. Все это делает их особо устойчивыми ко многим видам лечения. «Оказывается, микобактерии это поняли давным-давно, и используют стволовые клетки как идеальных хозяев, которых можно использовать как укрытие», - объясняет профессор Дин Флешер (Dean Felsher).

Хотя мезенхимальные стволовые клетки в основном встречаются в костном мозге, они нередко обнаруживаются в тканях легких, которые предпочитают туберкулезные бактерии. Дальнейшие исследования показали, что микобактерии выбирают клетки, у которых на поверхности присутствует МСК-специфичный поверхностный маркер CD271 (рецептор фактора роста нервов). Жизнеспособность микобактерий падала при запуске процессов дифференцировки в стволовых клетках.

Открытие американцев нашло подтверждение в работе их индийских коллег. В исследовании приняли участие 9 пациентов, прошедших полный курс противотуберкулезного лечения и признанных полностью излечившимися. У 8 из них в МСК, полученных из костного мозга, была обнаружена ДНК микобактерий. А у 2 из этих 8 из стволовых клеток удалось выделить живых возбудителей туберкулеза.

Полученные данные говорят о том, что и другие инфекционные микроорганизмы могут использовать тактику «волк в шкуре стволовых клеток». Следующие цели ученых - проверить данное предположение и выяснить, что может активировать «спящие» микобактерии через несколько десятилетий после успешного лечения туберкулеза.

medpro.ru