Итоги всероссийского общественного форума медицинских работников
4096
В Москве 18-19 мая 2012 года состоялся Всероссийский общественный форум медицинских работников. Организаторами форума выступили НП «Национальная Медицинская Палата» (НМП), Комитет по охране здоровья Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Комиссия по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии Общественной Палаты Российской Федерации, Профсоюз работников здравоохранения Российской Федерации. Форум проходил при участии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Общероссийского народного фронта.
В работе Форума приняло участие более 2500 официальных делегатов от федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, медицинских организаций, ассоциаций и палат медицинских работников всех субъектов Российской Федерации. В форуме также приняли участие представители Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, медицинских и фармацевтических вузов, ГУ Высшей школы экономики, Лиги защиты пациентов, Российской медицинской ассоциации, страховых медицинских компаний, юридических организаций, работающих в сфере здравоохранения.
Форум способствовал консолидации усилий медицинского сообщества по решению актуальных проблем российского здравоохранения и развитию саморегулирования профессиональной деятельности.
Участники Форума отметили, что с 2005 по 2011 г. в здравоохранении реализуются меры, направленные на его развитие, в том числе приоритетный национальный проект «Здоровье», региональные программы модернизации здравоохранения. Более чем в 3 раза в текущих ценах увеличено бюджетное финансирование здравоохранения. Эти меры способствовали модернизации здравоохранения, улучшению его материально-технической базы. В сочетании с мерами по демографическому развитию удалось обеспечить положительные тенденции в демографических показателях: снижение общего коэффициента смертности на 19%, увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 65,3 до 70,3 лет.
Однако, в здравоохранении сохраняются системные проблемы, которые препятствуют его эффективному развитию и достижению целевых значений показателей здоровья населения, поставленных к 2018 г. в указах Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», «О реализации государственной социальной политики» и в программе Общероссийского народного фронта «Здоровье нации».
К этим проблемам относятся:
-
Недостаточный уровень общественного финансирования здравоохранения, что препятствует повышению доступности и качества бесплатной медицинской помощи пациентам, в том числе увеличению объемов лекарственного обеспечения населения, и улучшению положения медицинских работников.
-
Дефицит, неоптимальная структура и распределение медицинских кадров, обусловленные их неудовлетворительным социально-экономическим положением, а именно низким уровнем оплаты труда (средняя заработная плата работников здравоохранения в 2011 г. была на 26% ниже, чем средняя в экономике Российской Федерации), не позволяющим обеспечить уровень жизни медицинских работников, соответствующий стандартам среднего класса промышленно развитых стран.
-
Несоответствие системы повышения квалификации медицинских кадров потребностям практического здравоохранения и международным стандартам. Технологии последипломного образования устарели, курсы повышения квалификации отрывают медицинских работников от практической деятельности на длительный срок, рабочие места врачей не обеспечены выходом в Интернет, специальные программы для дистанционного обучения не разработаны. В бюджетах всех уровней не предусмотрены расходы на бесплатное персонифицированное дистанционное обучение медицинских работников. Не урегулированы вопросы с клиническими базами вузов и ведением сотрудниками кафедр клинической деятельности на базе государственных и муниципальных медицинских организаций.
-
Несовершенство нормативно-правового регулирования в здравоохранении. Недостаточно определены понятия аккредитации, аттестации, сертификации и лицензирования в здравоохранении; не урегулированы вопросы оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях, а также вопросы закупки товаров для их нужд. Не разработаны подзаконные акты для реализации федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
-
Сложности с переходом на обязательные стандарты и порядки медицинской помощи в связи с недофинансированием программы государственных гарантий, ресурсной и кадровой обеспеченности медицинских организаций. Утвержденные порядки основываются на устаревших нормативах.
-
Нерешенные вопросы саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников – нет правовых механизмов передачи профессиональным обществам полномочий по реализации последипломного непрерывного медицинского образования, разработке и утверждению клинических рекомендаций, участия в формировании тарифов на медицинские услуги, по решению вопросов этики и деонтологии профессиональной деятельности, развитию третейских судов.
-
Недостаточное использование механизмов государственно-частного партнерства, предпринимательской инициативы, что препятствует внедрению инноваций и развитию реальной конкуренции в отрасли.
-
Недостаточное участие гражданского общества в решении проблем охраны здоровья и отсутствие общественного контроля в здравоохранении. Недостаточно используется механизм общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов в здравоохранении.
Участники Форума приняли решение, что необходимо:
-
cовместно с профессиональным и бизнес сообществами разработать Концепцию и Программу развития здравоохранения России;
-
изучить правоприменение принятых законов и подзаконных актов в сфере охраны здоровья;
-
значительно повысить уровень оплаты труда медицинских работников, улучшить условия их труда, пересмотреть систему оплаты труда медицинских работников;
-
создать единую медицинскую профессиональную ассоциацию в России, обеспечив условия для ее функционирования;
-
принять дорожную карту введения саморегулирования профессиональной деятельности в здравоохранении;
-
существенно повысить качество вузовского и послевузовского образования с использованием дистанционных образовательных технологий (последипломное непрерывное образование должно предоставляться медицинским работникам бесплатно);
-
усилить общественный контроль реализации реформ в здравоохранении.
Участники Форума поддерживают задачи, поставленные в предвыборной статье Председателя Правительства по развитию социальной политики в Российской Федерации и указах Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 г. и направленные на решение актуальных проблем здравоохранения. Участники Форума призывают медицинское сообщество принять активное участие в их реализации.
Участники Форума считают необходимым обратиться к федеральным органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, Национальной медицинской палате, Профсоюзу работников здравоохранения Российской Федерации, Общественной палате Российской Федерации с просьбой принять меры по решению вышеуказанных задач.
Государственной Думе Российской Федерации:
- Усовершенствовать механизмы взаимодействия с представителями гражданского общества при принятии законов.
- Совместно с профессиональными медицинскими организациями рассмотреть возможность внесения изменений в действующие законы в сфере охраны здоровья.
- В целях развития здравоохранения и саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников разработать и принять:
- до июня 2013 г. федеральный закон о саморегулировании в здравоохранении Российской Федерации;
- федеральный закон о страховании профессиональной ответственности в сфере охраны здоровья.
- В целях обеспечения качества закупаемых товаров и услуг, а также упрощения механизма проведения торгов, усовершенствовать процедуру закупок для государственных и муниципальных нужд в здравоохранении.
- В законодательной базе конкретизировать понятие «минимальный размер оплаты труда в здравоохранении», определить механизмы индексации заработной платы медицинских работников.
- Предусмотреть ответственность работодателей за здоровье работников и систему социально-экономической мотивации граждан для сохранения своего здоровья.
Правительству Российской Федерации:
- Увеличить уровень бюджетного финансирования здравоохранения до 6% ВВП в течение 3-х лет.
- Разработать и утвердить комплекс мер по поэтапному повышению уровня оплаты труда и социальной поддержке работников здравоохранения в соответствии с предвыборными статьями Председателя Правительства Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 г.
- Установить единые размеры базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессионально квалификационным группам работников здравоохранения.
- Утвердить Порядок проведения персонифицированного непрерывного профессионального образования медицинских работников с использованием дистанционных образовательных технологий, предусмотреть соответствующее финансовое обеспечение (из расчета не менее 1% от фонда оплаты труда медицинских работников).
- Внести изменения в порядок исчисления льготного стажа для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с работой в здравоохранении.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации
- Реализовать комплекс мер, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, на устранение дефицита медицинских кадров и на их социальную поддержку, включая обеспечение жильем, оплату коммунальных услуг, обеспечение детей медицинских работников детскими садами и отдых медицинских работников.
Федеральному органу исполнительной власти в сфере охраны здоровья
-
Разработать и согласовать с медицинским сообществом Концепцию и Программу развития здравоохранения до 2020 г., включая вопросы развития кадровой политики. Концепция должна быть направлена на достижение целей по улучшению здоровья населения, поставленных в Указах Президента Российской Федерации «О мерах по реализации демографической политики РФ», «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и в программе Общероссийского Народного Фронта «Здоровье нации».
-
Ввести в состав Коллегии федерального органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья представителей общероссийской профессиональной медицинской ассоциации.
-
Создать согласительную комиссию с участием Национальной медицинской палаты и Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации по разработке Порядка проведения персонифицированного непрерывного профессионального образования медицинских работников.
-
Оптимизировать объемы и порядок предоставления учетно-отчетной документации в здравоохранении.
-
Ускорить процедуру принятия подзаконных нормативно-правовых актов к Федеральному закону №323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
-
Увеличить объемы и оптимизировать механизмы бесплатного (льготного) лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях.
-
Пересмотреть тарифную политику по оплате медицинской помощи, предусмотрев значительное увеличение расходов на оплату труда медицинских работников, лекарственных препаратов и расходных материалов.
Общественной палате Российской Федерации
- Проводить общественный контроль реализации программы модернизации здравоохранения, нормативно-правовых актов по охране здоровья граждан.
Национальной медицинской палате (НМП)
-
Инициировать проведение учредительного общероссийского съезда медицинских работников по созданию единой общероссийской профессиональной медицинской ассоциации.
-
Подготовить проект «Кодекса этики врача России» и кодексов профессиональных обществ с учетом международного опыта.
-
Сформировать в структуре НМП «Комитет по развитию саморегулирования в сфере здравоохранения» в целях внедрения института саморегулирования профессиональной деятельности.
-
Сформировать в структуре НМП Третейский суд.
-
Подготовить поправки в 286-ФЗ "О взаимном страховании", в Федеральный Закон от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и в Налоговый Кодекс для определения механизмов взаимного некоммерческого страхования.
-
Разработать до 1 января 2013 г. порядок проведения независимой медицинской экспертизы и представить на согласование в федеральные органы государственной власти.
-
Разработать до 1 января 2013 г. и обсудить с профессиональными медицинскими обществами по специальностям и с федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья Порядок проведения персонифицированного непрерывного профессионального образования медицинских работников и начать проведение пилотных проектов.
Профсоюзу работников здравоохранения Российской Федерации
- Отстаивать профессиональные и трудовые права работников здравоохранения на всех уровнях государственной власти.
- Контролировать систему профессиональных пенсий, прорабатывать вопросы ее совершенствования. Добиваться сохранения действующего пенсионного ценза, досрочных трудовых пенсий по старости работников здравоохранения.
- Содействовать закреплению мер социальной поддержки работников здравоохранения и предложить систему мер по предоставлению им социальных гарантий в виде санаторно-курортного оздоровления и оказания высокотехнологической помощи.
- Систематически проводить мониторинги социально-экономического положения работников здравоохранения.
- Обобщать практику внедрения новой системы оплаты труда работников здравоохранения в субъектах Российской Федерации.
Источник: nacmedpalata.ru