Раскрыт секрет устойчивости меланомы к химиотерапии

Учёным из Исследовательского центра раковых заболеваний при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (США) удалось установить, каким образом развитые формы меланомы защищаются от атак лекарственного ингибитора протеина Zelboraf, который блокирует работу мутировавшего гена BRAF.

Изучая часть генома меланомы, кодирующего протеины, исследователи обнаружили, что у некоторых пациентов с BRAF-мутировавшей метастазирующей меланомой мутировавший ген BRAF, ведущий недуг «от победы к победе», начинает присутствовать во всё более возрастающих концентрациях по мере развития у рака устойчивости к ингибитору.

Очень просто, даже примитивно, наращивая количество копий мутировавшего гена BRAF, меланома старается синтезировать как можно больше того протеина, работа которого блокируется ингибитором, только для того, чтобы «взять числом» (что-то вроде «Всех не пересажаете!»).

Проще говоря, меланома старается снизить эффективную концентрацию лекарства, препятствуя достижению оптимального соотношения между ингибитором и его рабочей целью путём постоянного повышения концентрации этой самой «цели».

Таким образом, полученные в исследовании данные позволяют разработать альтернативные пути превентивной терапии для предотвращения возникновения резистивных форм меланомы.

Более подробно результаты работы представлены в статье, опубликованной 6 марта в журнале Nature Communications.

Примерно половина пациентов страдают метастазирующей формой меланомы (в США это около 4 000 человек в год), развивающейся за счёт мутировавшего гена BRAF. Потенциально чрезвычайно эффективным терапевтическим средством для таких больных является ингибитор протеина Zelboraf: всего две таблетки дважды в день - и можно рассчитывать на пятилетний срок выживаемости (без этого средства прогноз был немилосерден: от нескольких месяцев до года), но только в том случае, если меланома не приобретёт устойчивости к этому препарату.

Zelboraf получил одобрение Управления по контролю качества продуктов и лекарств (FDA) для лечения метастазирующих форм меланомы лишь в 2011 году. Кроме того, как оказалось, наличие мутировавшего гена BARF характерно и для многих других видов рака, таких как рак толстой кишки, щитовидной железы и лёгких.

К сожалению, онкологи не могут увеличивать дозу ингибитора, чтобы на равных сражаться со всё возрастающим количеством копий мутировавшего гена, поскольку одобренная сейчас доза и так уже считается «максимально переносимой» (по результатам клинических испытаний).

С другой стороны, для предотвращения появления устойчивости к действию одного конкретного и очень эффективного препарата Zelboraf мог бы вводиться вместе с ингибиторами других сигнальных клеточных путей в метастазирующей меланоме.

Сбитая с толку раковая клетка не сможет тогда сосредоточиться на выработке какой-то одной стратегии защиты и наконец-то проиграет эту партию, в которой ставкой является чья-то жизнь.

Подготовлено по материалам Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Источник: evrika.ru