Минздрав планирует создать ручную медицинскую ассоциацию (видео)
Российское медицинское общество - это не новая организация, ей уже лет 15. Я совершенно ответственно заявляю, что за время своего существования она ничего для российского здравоохранения, как для пациентов, так и для врачей, не сделала. Минздравсоцразвития делает послушную себе ассоциацию медицинских работников, противопоставляя это Национальной Медицинской Палате. Я расцениваю это как очередную мелкую месть Минздравсоцразвития за нашу принципиальную позицию. И я очень сожалею, что они уговорили Е.Чазова, мной очень уважаемого человека, действительно заслуженного человека, возглавить эту ассоциацию. Когда мы создавали Национальную Медицинскую Палату, я просил его возглавить нашу организацию, стать президентом. Это хотелось мне сделать, но он отказал, сказав, что есть сложности и он вообще осторожный человек с правительством. Его учреждение - федеральное учреждение, и есть определенные задачи, которые он должен решить, поэтому сейчас он не мог не сдаться Минздраву.
Российское медицинское общество поддержали те, кто выступал за скороспелое принятие закона «Об основах охраны здоровья». Эти люди пришли в Государственную думу, где не дали ни слова сказать ни одному человеку, кто имеет конкретные замечания к закону. Те, кто зависит от Минздравсоцразвития, являются активными сторонниками создания "ручной" ассоциации. Это известные такие в медицинском мире люди. Они же выступали на встрече у Грызлова, когда решался вопрос о принятии законопроекта за немедленное принятие закона.
Это такая обойма, и сейчас она выстрелила. Это довольно серьезная вещь. Я разговаривал с президентом Ингушетии. В Северо-Кавказском округе они решили уже провести совещание по образованию в Северо-Кавказском округе общественной ассоциации Российского медицинского общества. И это в регионе, где в одном из первых была создана Медицинская Палата.
Национальная Медицинская Палата не была создана сверху. Она объединила те медицинские палаты, которые в России уже были созданы. До Национальной Медицинской Палаты была создана Медицинская Палата Южного федерального округа, Калининградская, Смоленская медицинские палаты. Сейчас развиваются медицинские ассоциации Татарстана, Башкортостана, в Ярославле. В Новосибирске создана Сибирская медицинская палата, куда входят все регионы Сибири. Сейчас мы работаем с Приволжским округом. Мы говорим о том, что надо создать палату действенную, которая защищала бы, с одной стороны, интересы пациентов от некачественного лечения и врачебных ошибок, а с другой стороны, защищала бы врачей от того положения, в котором они оказываются. Мы работаем плотно с «Лигой защиты пациентов», мы вместе обсуждаем документы, находящиеся в работе, и, конечно, Минздравсоцразвития не нравится наша позиция. Мы пытались войти в контакт, полтора года тому назад я пытался встретиться с С.Голиковой. Попросил ее о пятиминутной встрече и жду ее до сих пор. Но получилось, чуть больше пяти минут поговорили, когда В.Путин позвал нас всех. Минздраву не нужно никакой ассоциации, не нужно коллегии министерства, не нужны контакты с различными медицинскими ассоциациями, которые есть сегодня в России.
Ведь только в результате вступления в Народный фронт удалось сказать, что по-настоящему происходит с законом, почему закон сырой и почему над ним нужно работать. Новый закон нужен несомненно, но надо отвечать в законе на конкретные вопросы. Мы спросили премьер-министра, почему такая спешка? Ведь, посмотрите, все законы, которые проталкивал Минздрав - по лекарственному обеспечению, по ОМС (обязательному медицинскому страхованию), по новым формам устройства больниц: автономные и бюджетные, пролетали, как из пушки снаряды. Какая-то сила была мощная, что остановить ее было совершенно невозможно. Национальной медицинской палате только через Народный фронт удалось сделать так, закон не был принят во втором чтении. Впервые был остановлен этот поезд. Я спросил: "Владимир Владимирович, куда мы торопимся? Почему мы принимаем законы так быстро? Надо же обсудить их сначала с сообществом - может быть, там все так, общество скажет: "Да-да, это так, все нормально", и все, все согласны. Давайте мы обсудим этот вопрос". И он сказал: "Нечего торопиться. Куда торопиться? Не надо. Давайте, работайте и привлеките медицинские ассоциации к этому". Тогда в комитете Государственной думы, которая создала рабочую группу по этому закону, появились представители общественных организаций, которые начали там работать вместе с Думой.
Полная видеоверися в пресс-центре РБК 26.08.2011
Я не из тех людей, которые любят жаловаться, я сам решаю жизненные проблемы и не боюсь их решать. Но в данном случае я просто был вынужден на очередной встрече координационного совета Народного фронта дня два тому сказать премьер-министру о сложившейся ситуации с созданием с воссозданием Российского медицинского общества. Для него это было неожиданностью. Он интересно ответил: "Если это был когда-то мертворожденный ребенок, то так оно и останется. И административными способами создать какие-то эффективно функционирующие общественные организации практически невозможно. Я об этом слышу в первый раз, но я узнаю, что там такое происходит".
Должна же быть какая-то сила, которая заставит разговаривать Минздравсоцразивтия с представителями гражданского общества. Клянусь Богом, другой пути я не вижу. Можно было не вступать в Народный фронт, можно выходить с плакатами, писать заявления. Однако мы попали в такое положение, что только через Народный фронт можно говорить, непосредственно участвовать в активной политике, мы можем что-то сделать полезное. Я благодарен Народному фронту за то, что мы не пропустили этот закон.
Потом раз и наступил вакуум - Госдума не приняла. Дальше что? Кто дальше будет работать над законом? Мы никому не запрещаем. Мы подумали, что это может оказаться пирровой победой. Мы заняли активную позицию, и привлекли медицинское сообщество над работой с законом. Сейчас у меня на столе 357 страниц тех предложений и замечаний, которые пришли со всех концов России. Знаете откуда приходили? От сельского врача с Дальнего Востока (Амурская область) до врачей из Калининграда. Мы сейчас имеем этот материал, над которым нужно работать, мы идем на контакт. Мы договорились с Госдумой, непосредственно с Б.Грызловым, что Национальная Медицинская Палата на площадке Народного фронта совместно с Госдумой проведет сейчас 4 "круглых стола", на каждом из которых будут по две темы это 31 августа -1 сентября и 8-9 сентября. Сейчас составлены списки тех, кого мы приглашаем. И приглашать будем не мы, а Госдума. Содержание круглых столов - это работа над этими поправками. На "круглых столах" главное определить принципиальные вопросы, "да" или "нет". Что такое платность, распределение полномочий, за что конкретно отвечают регионы? Очень много вопросов связано с тем, что такое качество оказания и доступность помощи. Если под доступностью понимают проведение так называемой модернизации и реструктуризации, закрытие ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов), закрытие сельских больниц, что уже позакрывали, то когда человеку надо за 50-100 километров - это что, доступность увеличивается? Скажите мне, что такое доступность?
Когда мы разговаривали с депутатами Думы по медицинским вопросам, то по-человечески я их понимал: каждый из них решал свою жизненную судьбу. Если бы они выступили очень резко против этого, они бы, значит, выступали против Минздравсоцразвития. Если человека не изберут в Думу - надо трудоустраиваться. Куда он придет? Придет в Минздрав: "Дайте работу" - "А ты кто такой?" Что Минздрав умеет делать, мы знаем. Поэтому тогда не очень получился разговор. Но сейчас, я думаю, должен получиться разговор, потому что мы приглашаем всех депутатов Государственной думы, приглашаем Минздравсоцразвития, Минфин, Минэкономики, Счетную палату, экспертов, причем с позицией некоторых из них я не согласен, а они не согласны со мной. Ну и что? Мы должны услышать все полярные точки зрения и выработать вектор. Нужно согласие для того, чтобы этот закон был принят и чтобы он работал.
Параллельно с этим законом мы работаем над другим документом - программа Народного фронта. Я беспартийный, друзья мои, беспартийным остаюсь, и Национальная медицинская палата - это беспартийная организация. Если каждый там имеет какие-то пристрастия, это его личное дело. Но участие в этой программе сейчас позволяет нам поставить вопросы, за которые должны будут отвечать "Единая Россия", правительство, Минздравсоцразвития. Например, мы ставим такой вопрос: надо сделать так, чтобы за пять лет довольных здравоохранением у нас стало в два раза больше, чем сейчас.
Лозунг вполне сбыточный, если работать. А если не делать ничего, то так и будет. У нас 30% населения довольны здравоохранением. И что, так и будем жить дальше? Мы должны поставить такую задачу, чтобы она решалась. Можно решить эту задачу? Можно, если мы от болтовни перейдем, например, конкретно к решению вопросов.
Официальный сайт ОО "Национальная медицинская палата" www.nacmedpalata.ru