Врачи Израиля подсчитывают выигрыш от забастовки

3042
В торжественной обстановке, перед телекамерами в прямом эфире, представители обеих сторон пожали друг другу руки и обменялись юридическим документом в 36 страниц. В результате соглашений медики получат дополнительный бюджет в размере 2,6 млрд шекелей (740 млн долларов), немалая часть которого пойдет на расходы, связанные с повышением базисного оклада врача.

Взамен медики обязались не предпринимать какие-либо забастовочные акции в течение ближайших восьми лет.

За минувшие трое суток главе всеизраильской медицинской ассоциации, выходцу из бывшего СССР профессору Леониду Эйдельману едва удалось поспать несколько часов. Последний и окончательный этап переговоров с руководителем отдела по оплате труда госслужащих при министерстве финансов Иланом Леви продолжался, шутка ли, 47 часов подряд.

Марафон

Словно бегун на марафонской дистанции, Эйдельман хранил силы для финишного рывка. А ведь всего месяц назад, когда он объявил о бессрочной голодовке, казалось, что израильские врачи так и останутся со своим списком неудовлетворенных требований. Сегодня же, когда борьба закончена, Эйдельман выглядит сильно усталым, но при этом довольным достигнутым результатом.

"Это исторический момент в работе всей государственной медицинской системы. Еще пять месяцев назад, когда мы начали нашу борьбу, все говорили, что общественная медицина в Израиле оказалась на грани катастрофы, - говорит доктор Эйдельман. - Что бы ни говорили, но мы в итоге добились всех поставленных целей в этой забастовке".

Договор действительно масштабный, настолько, что даже его ярые противники решили повременить с критикой и детально с ним ознакомиться. Соглашение предусматривает немедленное повышение базисного оклада врача на 20%. В течение последующих пяти лет зарплата медиков будет повышаться еще на 29%, достигнув, таким образом, двойного увеличения.

Соглашение предусматривает также более точный порядок работы медиков. Отныне израильские врачи будут отмечаться два раза в день при помощи мобильного телефона. Сотовая сеть сама определит местонахождение врача, дабы избежать попыток обмана, а максимально количество часов в неделю не должно превышать 50, с учетом двух ночных дежурств.

Еще одним новшеством, которого не было доселе в Израиле, называют фактическую дифференциацию врачебной специальности. Договор предусматривает существенные добавки так называемым "проблематичным" направлениям: анестезиологам, педиатрам и реаниматологам.

Согласно данным, представленным министерством здравоохранения Израиля, эти специальности наименее популярные среди молодых специалистов. Также непопулярным считается работа в периферийных больницах. Соглашение частично решает и эту проблему. Врач, согласившийся добровольно переехать в отдаленную от центра страны больницу, сможет рассчитывать на прибавку в 25% к своей зарплате.

"Этот договор является настоящим доказательством того, что общественная медицина в Израиле не умрет. Уже в самое ближайшее время зарплата и условия труда медиков существенно улучшатся и многие молодые врачи не будут думать о том, как найти себе другую, более выгодную специальность", - говорит доктор Эйдельман.

Готовое письмо в сейфе и эффект плацебо

С мнением Эйдельмана категорически не согласен его коллега, врач-стажер из хайфской больницы "Рамбам" доктор Орен Фельдман. Всего месяц назад, в знак протеста против готовящегося соглашения, Фельдман вместе с другими несогласными врачами подписал коллективное письмо об увольнении, которое вручили на хранение руководству. По его словам, зарплата врача-специалиста на сегодняшний день просто смехотворная. Чтобы достойно заработать, врачи вынуждены "добирать" ночными дежурствами. Нередко, количество таких смен достигает 10-12 в месяц и только после этого его зарплату можно считать более-менее сносной, в районе 12-14 тысяч шекелей до уплаты налогов (4 тысячи долларов).

"То, что мне предлагает доктор Эйдельман - это работать с таким количеством ночных дежурств до самой пенсии, - говорит Орен Фельдман. - Более того, новое соглашение меня ограничивает в таких "подработках", я смогу взять таких максимум шесть в месяц, при этом моя чистая зарплата вообще не вырастет".

Израильские врачи жалуются, что им приходится дополнять мизерные зарплаты прибавками за ночные смены

Позицию Фельдмана открыто поддерживают многие врачи, которые, что называется, попали меж друх стульев. С одной стороны, по новым условиям, они действительно смогут меньше работать и быть чаще дома. С другой стороны, их итоговая зарплата фактически не вырастет.

"У меня есть маленький ребенок. Он уже выучил фразу "мама на дежурстве, из садика меня забрать не сможет". Это смешно сказать, но я зарабатываю 25 шекелей в час, - говорит Идит Лаховер, детский врач больницы "Ихилов" в Тель-Авиве. - Это меньше чем я плачу няне и помощнице, которая убирает у меня дома".

И Фельдман, и Лаховер, и многие другие врачи, выступающие против подписанных соглашений, говорят, что в ближайшие дни еще раз взвесят увольнительные письма, поданные месяц назад руководству больниц, в которых они работают. Времени на раздумья у них не так уж много. Письма, находящиеся в сейфах, должны вступить в силу уже 4 сентября. Сразу после совместной пресс-конференции с представителями минфина Леонид Эйдельман обратился к врачам с просьбой внимательно изучить договор и не спешить "рубить с плеча".

"Следует внимательно прочитать договор. Мы действительно достигли того, чего не удавалось сделать врачам с момента образования государства Израиль и наши цели в этой забастовки были достигнуты" - поясняет Эйдельман.

Говоря о подписанном соглашении, один из врачей (он просит не называть его имени) сравнивает ситуацию с популярным среди израильских медиков анекдотом:

"Врач, обращаясь к пациенту, говорит:

- Больной, у вас есть две серьезные проблемы. Слабое сердце и провалы памяти.

- Подумаешь память, тоже мне проблема.... Главное, что сердце в порядке".

И хотя противники подписанных соглашений с минфином и называют сложившуюся ситуацию "эффектом плацебо" (это когда врач, использует практику самовнушения пациента, прописывая ему препарат, не содержащий активного вещества), даже они соглашаются, что этот день действительно является историческим. Теперь весь вопрос, в какую сторону пойдет история израильской медицины.

 

Поделиться
3042
Личный кабинет