Работа на больших скоростях
4846
Служба скорая медицинская помощь являясь экстренной службой всегда находится под пристальным вниманием и иногда подвергается необоснованной критике. Приморский край исключением не является. Находясь на самых передовых рубежах по сохранению здоровья и спасению человеческих жизней, персонал СМП делает все для этого возможное. А нередко и невозможное. Но их каждодневный подвиг остается «за кадром», а на поверхность всплывают только единичные и неизбежные в такой работе случаи, когда даже высочайший профессионализм врачей оказывается бессилен.
Насколько техническое оснащение автомобилей СМП соответствует современным стандартам, как часто обновляется их парк, какие передовые информационные технологии используются в работе «скорой» и будут ли реализованы новые актуальные проекты, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал и.о. главного врача КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока» Олег Сорокин.
Насколько техническое оснащение автомобилей СМП соответствует современным стандартам, как часто обновляется их парк, какие передовые информационные технологии используются в работе «скорой» и будут ли реализованы новые актуальные проекты, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал и.о. главного врача КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока» Олег Сорокин.
Доукомплектация по всем правилам
- Олег Васильевич, за прошедший год проводилось какое-то техническое перевооружение карет скорой помощи, докупалось оборудование?
- Да, в настоящее время все автомобили службы СМП Владивостока соответствуют современным требованиям согласно приказам и положениям, что отвечает современным стандартам оснащения медицинским оборудованием. Это касается и оборудования, и лекарственного обеспечения, и дополнительных средств медицинского назначения. В распоряжении бригад имеются все необходимые укладки, дефибриллятор, электрокардиограф, наркозно-дыхательная аппаратура, инфузоматы для инфузионной терапии, обеспечивающих дозированное введение препаратов в инъекционной форме. Автомобили оснащены единообразно, вне зависимости от модели. Оборудование прошло необходимое тестирование, оно технически грамотно обслуживается, и каких-то вопросов, связанных с недостатком оснащения, сегодня не возникает в принципе.
- А возможности для проведения теле-ЭКГ имеются?
- На всех автомобилях установлены аппаратно-программные комплексы «Валента» для проведения телемедицинских кардиологических консультаций. Бригады могут снять показания электрокардиограммы и моментально передать их на круглосуточное рабочее место старшего врача оперативного отдела для получения консультативной помощи и определения тактики работы с пациентом. Также есть возможность отправить данные в региональный сосудистый центр, специалисты которого оценят изменения и дадут свои профессиональные рекомендации.
- Насколько часто обновляется автопарк «скорой»?
- В этом году пришли два новых санитарных полноприводных автомобиля «Соболь» на базе «Газели», они уже успешно эксплуатируются. Один работает на подстанции «Северная», второй – на подстанции «Тихая». Для Владивостока машины удобны тем, что они более короткие, соответственно, свободно передвигаются по узким дворикам и легко справляются с особенностями городского ландшафта. До конца года ожидаем поступления еще пяти автомобилей такого же класса по линии Минпромторга. Автомобили скорой помощи используются в круглосуточном режиме, быстро изнашиваются, поэтому для них установлен срок эксплуатации в пять лет, соответственно, с такой периодичностью должен обновляться автомобильный парк. Обновление парка машин скорой медицинской помощи осуществляется и из краевого бюджета, и по целевым программам Министерства здравоохранения РФ. Поступающие автомобили СМП для ЛПУ Приморья распределяются по учреждениям края. Так, 5 декабря ключи от 30 новых автомобилей скорой медицинской помощи были вручены главным врачам 19 лечебных учреждений региона. Дополнительно выдали ключи от 29 санитарных машин LADA Niva для ЛПУ Владивостока. Они предназначены для обслуживания пациентов на дому участковыми службами первичной медико-санитарной помощи.
Отлично отлаженная маршрутизация
- Сколько всего бригад «скорой» выходит на линию ежесуточно, их комплектация различается по профилям?
- В среднем до 30 бригад – по две реанимационных, педиатрических и психиатрических, одна интенсивной терапии, девять фельдшерских и 10 врачебных. Также стараемся всегда наготове держать две реанимационные бригады. Их оснащение отличается качеством самого оборудования – единицы техники идут те же самые, но в реанимобилях установлено более продвинутое оборудование экспертного класса, обладающее расширенным функционалом. Также увеличено количество лекарственных препаратов. Врач-реаниматолог, помимо оказания экстренной медицинской помощи на месте вызова,оказывает ещё и специализированную помощь при транспортировке. При этом есть возможность доставить больного не через приемный покой, а напрямую в отделение реанимации. Таким образом, мы экономим драгоценное время специалистам профильного стационара, которые будут продолжать оказание медицинской помощи.
- Бывает, что тромболизис приходится делать непосредственно в автомобиле СМП?
- В последнее время крайне редко, т.к. мы заточены на максимально срочную доставку пациента или в региональный сосудистый центр на базе Приморской краевой клинической больницы №1 или первичное сосудистое отделение «первой» городской больницы. В момент снятия ЭКГ и обсуждения ситуации со специалистами РСЦ сразу принимается решение о транспортировке больного, и мы всегда успеваем в «золотой час». Это как раз свидетельствует о высокой организации оказания профильной помощи и отлично отлаженной маршрутизации, когда счет идет даже не на часы, а на минуты. Поэтому и случаи тромболизиса при транспортировке на «скорой» – единичные. При этом есть возможность в электронном виде отслеживать правильность маршрутизации. Поставленный врачом СМП диагноз кодируется в соответствии с международной классификацией болезней МКБ-10. И если пациент доставлен не по профилю, то информационная система«ИСТОК-СМ» об этом сигнализирует, ситуация находится под визуальным контролем.
Информационные технологии на службе СМП
- Давайте остановимся на ней подробнее – какие задачи решает система?
- Это уникальная по своим возможностям информационная система, разработанная нашей приморской компанией «НЕКСТ-Техника». Данная программа принята для оснащения всей службы СМП края, также «ИСТОК» полностью интегрирована с экстренной службой «112». Это базовый фундамент станции, ее глаза, на основе которого работает оперативный отдел, благодаря чему мы видим всю деятельность бригады, начиная от ее текущего местоположения до выполнения всех временных параметров – момента получения вызова, прибытия на место, выполнения медицинских мероприятий на вызове, времени его окончания. Используя «ИСТОК-СП», бригада посредством планшетного компьютера получает не только информацию о вызове, но и сообщает об этапах его выполнения. Одно из преимуществ программы состоит в том, что все временные параметры определяются и отслеживаются автоматически, с применением системы ГЛОНАСС.
- Олег Васильевич, сколько на сегодняшний день вызовов укладывается в 20-минутный норматив доезда?
- Все вызовы так или иначе делятся на экстренные и неотложные. По существующим нормативам экстренные должны выполняться в течение 20 минут. Сюда входят ситуации с ДТП, острые коронарные синдромы, острые нарушения мозгового кровообращения, т.е. инсульты, тяжелые уличные травмы. И на такие вызовы бригады «скорой» доезжают в 20-минутный промежуток времени в 98% случаев. Вот, к примеру, сводка за 1 декабря – всего 357 вызовов, их них в шести был незначительно превышен 20-минутный лимит в связи с особенностями рельефа и места расположения адреса вызова, но это была суббота, выходной день. Возьмем будний день – 313 вызовов, по экстренным случаям ни одной задержки. Вызовы по неотложным поводам выполняются до двух часов. Здесь нам активно помогают учреждения первичного звена. Все вызовы в системе «ИСТОК-СМ» помеч
аются как экстренные или неотложные, и их, как я уже говорил можно отследить в плане соблюдения временных параметров. Причем как в режиме on-line, так и позже в архиве записей. На ежедневной утренней планерке мы разбираем все случаи и видим, если произошли какие-то нарушения.
аются как экстренные или неотложные, и их, как я уже говорил можно отследить в плане соблюдения временных параметров. Причем как в режиме on-line, так и позже в архиве записей. На ежедневной утренней планерке мы разбираем все случаи и видим, если произошли какие-то нарушения.
Вызов «скорой» - не игрушка
- А какой-то контроль над работой диспетчера есть?
- Обязательно, информационная система позволяет контролировать и действия диспетчера – насколько повод к вызову соответствует реальной ситуации. Диспетчер, слыша ключевые фразы, принимает решение о статусе вызова. Допустим, когда говорят, что у больного температура и судороги, он не должен акцентировать внимание на температуре, т.к. именно судороги выступают более важным, приоритетным симптомом. Поэтому у руководителя оперативного отдела, старшего врача есть возможность отследить, насколько качественно был принят и правильно квалифицирован вызов. Бывает, что повод экстренный, а его определили как неотложный, или наоборот.
Но здесь очень много зависит от тех, кто звонит в «скорую», далеко не всегда они могут корректно описать состояние больного, как правило, «утяжеляют» симптоматику, в результате вызов классифицируется в качестве экстренного. А по факту оказывается, что угрозы жизни не было. Конечно, мы всегда подчеркиваем, что любая болезнь требует оказания помощи, но существует схема приоритетов. И если мы отдаем предпочтение какому-то одному пациенту с надуманными проблемами, то другие, действительно нуждающиеся в экстренной помощи, остаются без адекватного и должного медобеспечения. Поэтому я хочу донести до жителей, что вызов «скорой» - не игрушка, к нему необходимо относиться предельно серьезно и ответственно. В период ожидания скорой медицинской помощи вызывающие могут позвонить старшему врачу оперативного отдела и получить информацию, что можно сделать до прибытия бригады скорой медицинской помощи.
- Как обстоит дело с кадрами, молодежь приходит?
- Да, и достаточно активно, но даже мне довольно сложно озвучить действующий кадровый состав – приходят фельдшеры после окончания медицинского колледжа, студенты ТГМУ на практику, некоторые из них остаются работать на станции. Но хочу сказать, что сегодня ситуация с зарплатами выровнялась, работники знают, за какую работу и сколько они получают, в коллективе прекратились брожения, связанные с заработной платой. В любом случае кадровый голод пока остается, часть врачей покидает наш штат в связи с выходом на пенсию по возрасту.
Сегодня врио губернатора Приморья Олег Кожемяко обозначил довольно мощные стимулы для привлечения в медицину молодых специалистов, включая единовременные выплаты и ежемесячные доплаты, компенсацию за съем жилья. Если эти механизмы заработают, в чем сомневаться, в принципе, причин нет, то они станут эффективной мотивацией для выпускников профильных вузов, чтобы работать, в частности, и на скорой помощи. Тем более мы можем это наблюдать по опыту других регионов.
К снижению общей смертности
- Не секрет, что служба СМП нередко подвергается серьезной критике со стороны общественности и СМИ – насколько она оправданна и обоснована?
- К сожалению, это действительно так – средства массовой информации предпочитают освещать какие-то негативные аспекты и обходить вниманием позитивные, коих немало. Буквально сегодня я подписывал документы, у меня лежит шесть благодарностей на действия наших сотрудников. Мы их обязательно учитываем, оформляем поощрения в виде дополнительных выплат, формируем наградные списки для последующего вручения грамот и благодарственных писем от департамента здравоохранения, администрации КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока». Но об этом не говорят и не пишут, да мы и сами эти случаи особо не афишируем – мы не считаем, что совершаем подвиги, а просто стараемся честно и профессионально выполнять свою работу.
И в ней случаются трагические исходы – даже если бригада оперативно приехала на вызов и сработала максимально четко и грамотно, полностью летальных исходов избежать не получится в силу запущенности болезни, преклонного возраста пациента или тяжести травмы, несовместимой с жизнью. Но мы ежедневно делаем все возможное, а иногда и невозможное для спасения людей. И если у человека есть шанс выжить, мы используем его на все 100%. При необходимости привлекаем дополнительные силы экстренных служб города и края, особенно это касается островных территорий.
- Олег Васильевич, планируется ли в ближайшей перспективе реализация каких-то новых проектов, оптимизирующих работу городской службы скорой помощи?
- В соответствии с указаниями Министерства здравоохранения Российской Федерации ведётся активная работа по созданию единой диспетчерской службы СМП Приморского края, функцией которой является контроль работы краевых учреждений, оказывающих скорую медицинскую помощи населению региона. Все принятые вызовы и динамика их выполнения будут визуально отображаться в системе «ИСТОК-СМ» на единой таблице мониторинга. Соответственно, мы сможем правильно, оптимально и оперативно распределять потоки пациентов с привлечением санитарной авиации Территориального центра медицины катастроф. Необходимые технические предпосылки, организационные и кадровые ресурсы для этого есть, имеется развернутый узел связи, информация может аккумулироваться уже сейчас. Ее конечная цель, озвученная Минздравом РФ, – максимально снизить на территории смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, острых нарушений мозгового кровообращения и дорожно-транспортных происшествий. Это в свою очередь позволит реально снизить показатели общей смертности.