Ирина Черная: ТГМУ - университет с большими перспективами
6856
ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России в Приморском крае–это сегодня признанный лидер среди медвузов Дальневосточного Федерального округа, который воспитал не одно поколение врачей, обогативших отечественную и мировую медицинскую науку и практику важными достижениями.О новых направлениях в работе образовательного учреждения, планах и достижениях корр. портала VladMedicina.ru рассказала проректор по стратегическому развитию и академической политике Ирина Черная.
Концепция «Университет 4.0»
-Ирина Петровна, насколько изменился за последнее время стратегический курс ТГМУ?
- Система стратегического управления начала формироваться в университете с 2007 г. в процессе принятия первого стратегического плана. Его успешная реализация позволила принять новый стратегический план на 2012-2017 гг., который позже был отражен и дополнен в Программе развития вуза, рассчитанной до 2020 г. Стратегические приоритеты развития ТГМУ в качестве точки роста медицинского образования закреплены в Программе развития ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России на 2013-2020 гг. и «Дорожной карте» вуза.
Ученым советом 26 мая 2017 года принято решение о разработке новой концепции программы развития университета «ТГМУ – Университет 4.0» - именно такая модель отвечает вызовам цифровой эпохи, в которую вступило современное общество, а вместе с ним и профессиональное образование.
Мировые эксперты и исследователи определяют ее как «цифровой» или «биоцифровой университет», соединяющий в себе физическое и виртуальное пространство, и развивающийся на цифровых платформах. Это серьезная инновация университета, напрямую связанная с формированием внутри вуза инновационной организационной культуры как необходимого условия развития профессиональных компетенций наших выпускников, которым предстоит работать в условиях разворачивающейся четвертой промышленной революции. Отмечу, что подобные стратегические программы «Университетов 4.0» приняты во многих европейских странах. Появились они и в России. Но думаю, что среди российских медицинских вузов – мы первые.
Для обоснования и выбора приоритетных направлений развития в июне 2017 года были проведен ряд стратегических сессий с участием представителей учебных и административных подразделений университета.
Их результатом стало выделение трех основных направлений: создание проектно-ориентированных образовательных программ, ориентированных на применение проектных технологий и сетевое взаимодействие в образовательной деятельности медвузов кластера «Восточный» (координатором которого выступает наш вуз); развитие цифровой образовательной среды как системы управления образовательным процессом университета и электронными образовательными ресурсами для повышения качества и доступности образования; трансформация системы стратегического и оперативного управления для повышения эффективности и результативности управляющих подсистем университета (за счет наполнения их новейшими управленческими инструментами, а также за счет повышения качества принимаемых управленческих решений на основе использования современных информационных технологий).
Осуществление инновационных проектов
- Каким образом реализуются поставленные задачи?
- В настоящее время вузом пройдено только три этапа цифровой трансформации. Реализация этих направлений осуществляется в проектном формате, внедрение которого имеет свои особенности. На первом этапе (июнь – декабрь 2017 г.) были разработаны и начали осуществляться образовательные инновационные проекты. Среди них на особом месте - «Школа–вуз–аптека» кафедры фармации, нацеленный на создание особого образовательного пространства для абитуриентов, студентов и специалистов фармацевтической отрасли. Преемственность подготовки – отбор из школьников, вовлечение их в профессию, непосредственное взаимодействие со специалистами отрасли, - безусловно, повышает мотивацию обучающихся.
В ходе реализации проекта, силами преподавателей и студентов, при поддержке ректората университета аудитории кафедры были оформлены как этапы развития фармации нашего края.Практически создан музей истории фармации, где собраны уникальные экспонаты. На примере кафедр наглядно показано, как шла эволюция отрасли, как зарождались первые аптеки Приморья.
Могу также отметить проект «Внедрение новых образовательных технологий в учебные курсы» кафедры гуманитарных дисциплин, в рамках которого создается виртуальный музей университета. Под руководством старших наставников студенты берут интервью у мэтров и корифеев нашего вуза, ищут необходимую информацию, собирают архив с целью дальнейшего преобразования полученного материала в оцифрованный вид.
Третий интересный проект - «Матричный подход к организации производственной практики на 1-3 курсах» института терапии и инструментальной диагностики. Его цель- организация междисциплинарного взаимодействия учащихся разных курсов для реализации задач производственной практики. Студенты самостоятельно разрабатывают сценарии, кейсы, реверсные технологии, и затем проводят их апробацию.
На втором этапе (январь – сентябрь 2018 г.) проведен конкурс проектов развития университета по 10 номинациям, включая: разработку электронных образовательных ресурсов для системы дистанционного образования на платформе Moodle для основных профессиональных образовательных программ высшего образования и программ дополнительного профессионального образования; создание учебно-методического обеспечения дисциплин на английском языке для иностранных обучающихся; адаптацию иностранных образовательных программ для российских студентов; внедрение проектно-ориентированного обучения и инновационных образовательных технологий; привлечение и закрепление молодых специалистов; повышение кадрового потенциала; формирование имиджевой стратегии университета.
В рамках реализации стратегического плана «ТГМУ – Университет 4.0» большое внимание уделяется развитию цифровой образовательной среды как электронной информационно-образовательной среды, соответствующей требованиям - с одной стороны, федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, с другой - вызовам современной цифровой эпохи. Осуществление этой работы является продолжением деятельности по программе информатизации вуза.
В конце 2017 г. в Тихоокеанском государственном медицинском университете в пилотном режиме были подготовлены и размещены на портале дистанционного образования два первых электронных курса: видеокурс модуля «Травматология» для студентов базовой кафедры в г. Южно-Сахалинске и курс «Методы изучения и анализа здоровья населения» по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» для руководителей медицинских организаций. Также созданы первые модули в системе дополнительного профессионального образования:осуществляются мероприятия, связанные с развитием цифровой культуры сотрудников, на основе обучения в рамках программ повышения квалификации. Например, для молодых преподавателей была проведена программа «Виртуальные технологии современного образования», для административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала осуществляется программа обучения по курсу электронного делопроизводства, готовится к запуску онлайн-курс для профессорско-преподавательского состава «Разработка электронного образовательного ресурса в модели смешанного обучения».
В настоящее время ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России находится на третьем этапе реализации стратегического плана «ТГМУ – Университет 4.0», связанного с определением необходимых ресурсов для развития ИТ-инфраструктуры, совершенствования бизнес-процессов, привлечения специалистов, необходимых для цифровизации университета. В рамках этой работы разработаны и начали внедряться при согласовании с Министерством здравоохранения Российской Федерации проекты: «Бережливый университет», «Международный инновационный образовательный медицинский центр», «Подготовка кадров для системы здравоохранения Дальневосточного федерального округа, поддержка молодежи на рынке труда». И все это делается для того, чтобы обеспечить гарантии качества образования всем категориям наших обучающихся, включая студентов среднего профессионального и высшего образования и специалистов сферы здравоохранения в рамках НМО.
Покорение новых вершин
-Очевидно, это далеко не все, что включает в себя Программа развития вуза?
- Безусловно. Решение новых задач предполагает совершенствование всех видов деятельности на основе более эффективного использования ресурсов университета, поиска новых источников и механизмов роста как результата переоценки всех возможностей вуза для достижения целей модернизации профессионального образования. Мы стремимся к тому, чтобы ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России стал медицинским образовательным и исследовательским центром национального и мирового уровня, центром элитного образования, ядром инновационного развития Дальневосточного федерального округа.
Университету есть чем гордиться. У нас великолепная материально-техническая база,золотой профессорско-преподавательский состав. К примеру, знаменитый Центр симуляционно-тренинговых технологий университета, оснащенный передовым учебным и тренинговым оборудованием, по праву считается одним из лучших в АТР. Он включает в себя тренажеры мануальных навыков, инструментальных методов диагностики, эндоскопических вмешательств, родовспоможения, учебные компьютерные 3D- технологии и т.д. Все это позволяет достоверно моделировать процессы, ситуации и иные аспекты профессиональной деятельности медицинских работников.
Сотрудники университета являются членами профильных комиссий Минздрава РФ, членами экспертных советов ВАК России. Университет является учредителем «Тихоокеанского медицинского журнала», входящего в перечень рецензируемых научных изданий, в которых публикуются основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, доктора наук.
Благодаря усилиям всех работников вуза, ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России создает, аккумулирует и транслирует современные научные разработки в области медицины и медобразования в Дальневосточномфедеральном округе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, содействует сохранению и укреплению здоровья населения. В июле 2018 г. университет вошел в число победителей Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования.Сделано немало, но у университета еще очень много планов и проектов, реализация которых позволит вузу взять новые высоты в своем развитии!
В честь 60-летия любимого вуза, я хочу пожелать всем, кто работает и получает образование в университете, профессионального роста и развития, смелого полета научной мысли и новых творческих успехов в нашем поистине благородном деле!