Достижения современной химиотерапии
7308
Каждый человек и его родственники, которые узнают про онкологический диагноз, в первую очередь интересуются, есть ли метастазы или не пойдут ли они в ближайшее время? От этого во многом зависит возможность излечения, продолжительность и качество жизни больного после постановки диагноза и лечения. Данный вопрос встает и перед лечащим доктором - метастатический рак у данного пациента или налицо в данном случае местно-деструктурирующая опухоль, поражающая лишь тот орган, в котором она появилась. Как распознать характер злокачественного новообразования, насколько эффективным может быть лечение, и в чем смысл применения таргетных препаратов и внутриартериальной химиоэмболизации, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал врач-онколог, к.м.н., специалист по борьбе с метастатическими опухолями Грант Гулян.
- Грант Самсонович, как правильно распознать возможные пораженные органы, если клинически и инструментально они не выявляются?
- Действительно, главный вопрос, на который врач-онколог должен ответить перед составлением плана лечения - как по косвенным признакам (возраст пациента, локализация опухоли, наследственность, наличие симптомов интоксикации), данным гистологии, иммуногистохимического анализа, наличию рецепторов на поверхности клеток, генетическому анализу мутаций в клетках опухоли определить возможность метастазирования в жизненно важные органы. И доктору, и пациенту важно понять, что характер течения опухолевого заболевания зависит от активных генетических мутаций в опухоли, а вовсе не от клинической стадии, на которой была выявлен рак.
Конечно, существует определенная корреляция между клинической стадией и прогнозом течения заболевания, возможностью метастазирования, являющейся основной причиной смерти пациентов с онкологическим заболеванием. Если мы видим агрессивную опухоль у молодого человека с пораженными регионарными лимфоузлами (II или III клиническая стадия), можно предположить неблагоприятное течение заболевания, а если она небольшая, без распространения (I стадия) - есть шанс, что имеем дело с местной деструктурирующей опухолью.
Конечно, существует определенная корреляция между клинической стадией и прогнозом течения заболевания, возможностью метастазирования, являющейся основной причиной смерти пациентов с онкологическим заболеванием. Если мы видим агрессивную опухоль у молодого человека с пораженными регионарными лимфоузлами (II или III клиническая стадия), можно предположить неблагоприятное течение заболевания, а если она небольшая, без распространения (I стадия) - есть шанс, что имеем дело с местной деструктурирующей опухолью.
- Какую роль в процессе метастазирования играют мутации генов?
- Возможность метастазирования напрямую обусловлена активностью (мутациями) генов, отвечающих за размещение клеток в организме (хоуминг). А так как клетки постоянно отрываются от органов, переносятся с током крови и не закрепляются в других органах лишь благодаря наличию рецепторов на поверхности, в случае нарушения хоуминга они не могут быть распознаны иммунными клетками, и способны приживаться в других органах, т.е. метастазировать. Как правило, клиническому проявлению опухоли предшествует в среднем годичное пребывание в организме.Учитывая, что через опухоль объемом 1 кубический сантиметр за сутки протекает весь объем крови, то весьма вероятно, что если мы имеем дело с метастатическим процессом, то появление отдаленных метастазов, даже в случае выявления рака на первой стадии - это лишь вопрос времени.
- Насколько эффективна современная терапия метастатических и неметастатических раков?
- Терапия неметастатических раков, как правило, приводит к полному излечению - удаляется орган, в котором появилась мутантная клетка, а ее рецепторы не позволяют прижиться в других органах. Метастатические же опухоли к моменту обнаружения в большинстве случаев уже имеют диссеминацию в других органах, и успех лечения обусловлен тем, как эффективно и насколько долго мы сможем создавать неблагоприятные условия для их размножения. Важно понимать, что метаболизм опухолевой и нормальной клетки во многом идентичный - убив злокачественную клетку,существует высокая вероятность уничтожить и здоровую. Поэтому разработка эффективных способов лечения идет так непросто. Последнее десятилетие ознаменовалось появлением нового класса препаратов – таргетных, которые могут отличить нормальную ткань от мутировавшей.
- В каких случаях может применяться таргетная терапия?
- В настоящее время разработаны таргетные препараты для лечения злокачественных опухолей головного мозга, головы и шеи, молочных желез, легких, желудка, кишечника, лимфоидной ткани, печени, почек, яичников, костного мозга, метастазов в кости. Все они доступны во Владивостоке. Для усиления воздействия на опухоль целесообразно назначение таргетных препаратов вместе с цитостатиками, их действие на опухоль и метастазы суммируется.
- А есть ли другие прогрессивные направления химиотерапии?
- Да еще одно перспективное направление развития химиотерапии- внутриартериальная химиоэмболизация, т.е. возможность доставки лекарств в артерию, непосредственно питающую пораженные органы. В настоящее время наиболее активно применяется эмболизация при опухолях печени и поджелудочной железы. Разработаны методики эмболизации и при метастатическом поражении желудка и толстой кишки, опухолях яичника, матки и предстательной железы, почек. Данное лечение позволяет многократно увеличить дозу цитостатика в пораженном органе (в 10- 50 раз и более!) и значительно снизить дозу препарата в здоровых органах, улучшить переносимость химиотерапии. Зачем отравлять весь организм, если есть возможность ограничить распространение цитостатика лишь регионом, пораженным опухолью? Зачастую внутриартериальная химиоэмболизация - единственно возможное лечение. Данный вид терапии рекомендован при далеко зашедших местных деструктурирующих опухолях, и все шире применяется у онкологических больных во Владивостоке.
- А может ли такое лечение применяться при опухолевых поражениях головного мозга?
- Да, особенно следует выделить внутриартериальную химиоэмболизацию при глиобластомах и астроцитомах головного мозга. Эти опухоли всегда местно-деструктурирущие, весьма агрессивные, отделены от кровотока гематоэнцефалическим барьером, что требует больших доз более гематотоксичных препаратов. И нередко человек с опухолями головного мозга живет столько, сколько его внутренние органы (как правило, костный мозг) способны справляться с химиотерапией. Для лучшей проницаемости гематоэнцефалического барьера перед введением во внутреннюю сонную артерию требуется осмотическая подготовка, введение липофильных препаратов, после этого следует катетеризация внутренней сонной артерии и введение цитостатиков и таргетных препаратов. По данным многих авторов, в этом случае концентрация радиоизотопов может быть превышена более чем в 50 раз в сравнении с внутривенным введением. Другими словами, можно многократно повысить дозу лекарства в пораженном головном мозге и значительно ее снизить в здоровых органах. Таким образом, это позволяет значительно увеличить продолжительность жизни у пациентов с крайне неблагоприятным прогнозом, не снижая ее качество на фоне лечения. По всей видимости, именно в терапии глиобластом внутриартериальная химиоэмболизация займет ведущую роль в возможности контроля течения данного заболевания.
- Грант Самсонович, какие есть перспективы в появлении новых препаратов для улучшения переносимости химиотерапии?
- В целях улучшения транспортировки цитостатиков в пораженные метастазами органы также появляются препараты, которые избирательно накапливаются в органах, богатых ретикулоэндотелиальными клетками - печени, легких, лимфоузлах, которые поражаются метастазами больше всего. При уменьшении концентрации в сердце и почках, такие препараты улучшают переносимость химиотерапии. По мере более активного внедрения данных методик в практику онкологов, все больше пациентов смогут получать современные способы лечения, улучшающие результаты и снижающие токсичность лечения. Радует тот факт, что время от выхода препарата на рынок и появлением его в наших руках, постоянно сокращается, все большему числу наших больных мы можем предложить самые современные схемы лечения, продлевающих им жизнь или дарящих выздоровление. Наш город находится в числе тех, кто внедряет самые современные методы лечения, появляющиеся в мире.
Медицинский центр «ПримаМед»:
г. Владивосток, пр-т 100-летия Владивостока, 103 (здание Приморского краевого Дома Молодежи)