СМП ушли не по тем адресам
3616
Счетная палата Российской Федерации (СП РФ) установила нарушения требований закона при закупке и распределении автомобилей скорой медицинской помощи (АСМП) в 2016 году. По мнению аудиторов, Минпромторг России не обеспечил распределение карет СМП в соответствии с региональными потребностями, а также не принял мер по оптимизации расходов государственного бюджета.
По данным СП РФ, в прошлом году в 85 регионах износ автопарка автомобилей скорой помощи составлял от 6% до 100%. Требующих замены машин со сроком эксплуатации свыше пяти лет – 10 629 единиц (47,6% от автопарка).
Как сказано в отчетном докладе надзорного ведомства, всего в прошлом году на обновление парка АСМП из федерального бюджета было выделено пять млрд рублей, на которые было закуплено и поставлено в регионы 2 267 автомобилей скорой помощи, а также 40 автомобилей – ФМБА России. Таким образом, заявленная потребность в автомобилях класса «В» была удовлетворена на 27,2%, а класса «С» – на 13,6%. Потребность в обновлении автомобилей со сроком эксплуатации более пяти лет удовлетворена: по классу «В» – на 38%, по классу «С» – 18,8%.
Счетная палата указывает, что для выполнения этих мероприятий была принята форма закупки у единственного поставщика, однако требования федерального закона о закупках не соблюдались. Так, Минпромторгом не применялся метод сопоставимых рыночных цен при обосновании цены контрактов, заключаемых с единственными исполнителями.
Также по результатам проверки выяснилось, что некоторые учреждения, получавшие за счет федерального бюджета новые скоропомощные и санитарные машины, не имели на них права. Так, 17 уполномоченных получателей (24,3%) не были медицинскими организациями, в связи с чем требуется дальнейшее подтверждение использования автомобилей в соответствии с Порядком оказания скорой медицинской помощи. Еще пять медицинских организаций (7,14%) не имели лицензии на оказание скорой специализированной медпомощи по профилю анестезиология-реаниматология, а у двух учреждений не было действующей лицензии на меддеятельность (только на оборот наркотических средств). Из 29 подведомственных ФМБА России медучреждений, включенных в перечень получателей АСМП класса «С», в соответствии с имеющимися лицензиями имеют право на оказание скорой специализированной медпомощи по профилю анестезиология-реаниматология только 8 медицинских учреждений (27,6%).
- Передача автомобилей скорой медицинской помощи класса «С» уполномоченным получателям, не имеющими лицензию на медицинскую деятельность, лицензию на оказание скорой специализированной медицинской помощи по профилю анестезиология-реаниматология, формирует риски простоя закупленных АСМП на общую сумму 117,9 млн рублей, - отмечается в докладе аудитора СП РФ.
Анализ распределения полученных АСМП показал, что в результате выполненных работ потребность регионов так и не была удовлетворена. Так, например, основное количество автомобилей поставлено в учреждения здравоохранения, расположенные в районных центрах регионов. При этом в отдельных регионах более 50% полученных автомобилей распределены в учреждения здравоохранения, расположенные в республиканских, областных, краевых центрах.
Также у экспертов Счетной палаты осталось много вопросов по неэффективному распределению карет СМП регионам России.
Так, Приморскому краю, Тульской области, г. Севастополю, республикам Крым и Марий Эл автомобилей скорой медицинской помощи выделено с избытком – свыше необходимости. А в таких регионах, как Республика Калмыкия, Забайкальский край, Курганская область, Удмуртская Республика, Республика Северная Осетия – Алания и Амурская и Брянская области заявленная потребность была удовлетворена в пределах от 6,8% до 10,9%. При этом, например, в Брянской области степень износа АСМП составляет 82,9%
- Учитывая, что мероприятие по закупке АСМП будет продолжено в 2017 году в рамках перечня мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития страны, необходимо учесть установленные в ходе проверки нарушения и избежать ошибок в будущем, – заключили в Счетной палате.
Счетная палата направит информационное письмо Президенту РФ, представление – в Министерство промышленности и торговли, информационные письма – в Росздравнадзор и Федеральную налоговую службу, отчет – в Федеральное собрание.