Счетная палата взялась за инвалидные коляски
3250
Счетная палата РФ подвела итоги проверки эффективности расходования средств федерального бюджета на закупку кресел-колясок для инвалидов в 2014–2016 годах. Как показал аудит, регионы не обеспечили колясками 32% нуждающихся, а Фонд социального страхования (ФСС) - 19%. При этом зарубежные средства передвижения для маломобильных граждан стоят практически в три раза дешевле, чем их отечественные аналоги.
Согласно представленному СП РФ отчету, за 2014 - 2015 годы креслами-колясками в России обеспечено 253,7 тыс. инвалидов (в 2014 году – 110,1 тыс. инвалидов, в 2015 году – 143,6 тыс. инвалидов). Количество жалоб инвалидов и поданных исков в судебные органы на качество предоставляемой услуги по обеспечению креслами-колясками не увеличивается. В период 2014-2016 гг. менее 1,5 тыс. человек обратились за ремонтом кресел-колясок, всего 223 человека обратились за досрочной заменой колясок.
По мнению аудитора Владимира Катренко, ФСС решает возложенную на него задачу по обеспечению инвалидов креслами-колясками более успешно, чем регионы, осуществляющие полномочия по обеспечению инвалидов ТСР. Так, доля инвалидов, обеспеченных креслами-колясками территориальными органами ФСС, в 2014 году составила 69,4%, в 2015 году – 81%, регионами, осуществляющими полномочия по обеспечению инвалидов ТСР – 46,9% и 67,7% соответственно.
По данным Счетной палаты, обеспечение инвалидов креслами-колясками в целом остается недостаточным.
- Отсутствует должный контроль над качеством составления индивидуальных программ реабилитации в части рекомендаций кресел-колясок, - отмечают аудиторы Счетной палаты. - В результате в ИПР фиксируются как недостаточные характеристики рекомендуемых колясок, которые не учитывают в полной мере индивидуальные особенности инвалидов, так и избыточные.
Кроме того, как показала проверка, при назначении кресла-коляски положениями приказа № 998н не предусмотрен учет условий жизни инвалида. В частности, при принятии решения государственным учреждением медико-социальной экспертизы об обеспечении креслами-колясками с электроприводом, имеющими значительный вес и габариты, не учитываются жилищные условия инвалида: наличие лифта, пандуса, размеры квартиры и другие социальные условия.
По мнению экспертов, подбором коляски должна заниматься команда врачей, куда будут входить реабилитолог, травматолог, другие специалисты. Они смогут учесть динамику состояния инвалида.
Аудиторы СП РФ обозначили ряд проблем, которые влияют как на эффективность обеспечения инвалидов колясками, так и на рациональность и экономность расходования бюджетных средств. В частности, одна из них - завышенные цены российских производителей на средства реабилитации.
В 2015 году кресла-коляски производили 13 российских компаний, из них ключевые игроки - 4 компании (АНО «Катаржина», ООО «ОТТО БОКК Мобилити», ООО «НПП «ИНКАР-М» и ООО БЦАРИ «Преодоление»). Их мощности составляют 79,3 тыс. кресел-колясок в год, хотя потребность в России, к примеру, в 2016 году, - вдвое больше (166,3 тыс. единиц). В связи с этим, более половины колясок закупаются за рубежом.
- При этом анализ цены у поставщиков зарубежных кресел-колясок, показал, что зачастую они ниже, чем у российских производителей на аналогичные изделия, - отметил в своем докладе Владимир Катренко. - Так, в 2014 году цена кресла-коляски с ручным приводом иностранного производства составляла 8,2 тыс. рублей, что на 38,8 % ниже цены коляски с аналогичными техническими характеристиками российского производителя (13,4 тыс. рублей). В 2015 году цена на кресло-коляску с ручным приводом комнатную иностранного производства, приобретенную у поставщика, на 3,4 тыс. рублей ниже, чем у аналогичного кресла-коляски отечественного производства.
Эксперты также отметили, что во всех проверяемых регионах нарушались сроки выдачи инвалиду направления на получение или изготовление изделия.
Отчет по проверке Счетная палата направит в палаты Федерального Собрания.
Фото: пресс-служба СП РФ