Россия трезвеет?

4020

За восемь месяцев этого года россияне покупали меньше алкоголя, чем за тот же период 2015 года. По данным Росстата, продажи в абсолютном алкоголе снизились почти на миллион декалитров - с 65,5 млн до 64,7 млн. Падение коснулось практически всех спиртных напитков - водки, ликеров, коньяков, бренди, вина, шампанского и пива. Однако эксперты утверждают, что повода для оптимизма тут нет - снижение продаж алкоголя никак не связано с потреблением. В России пьют, как и прежде, а цифры Росстата просто не отражают реальной картины алкоголизации страны.

Согласно статистике, меньше всего падение затронуло рынок крепкого алкоголя -продажи водки и ликеров снизились почти на 1% по отношению к 2015 году. Коньяка, бренди и кальвадоса - примерно на 3%. Зато с шампанским и винами совершенно другая картина - продажи упали на 5 и 12% соответственно.

Экспертный анализ этих цифр показал, что в стране действительно стали меньше пить. Но при этом количество алкоголя на душу населения не изменилось, сообщают «Известия».

- Росстат оперирует только легальными продажами, - заявил глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. - Согласно данным Росстата, у нас в год выпивается не 18 л, как рассказывает Геннадий Онищенко, а менее семи литров на душу населения. Вот именно этот алкоголь - без суррогатной, без нелегальной продукции - считает Росстат. Но ни одной причины для снижения потребления легального и нелегально-суррогатного алкоголя за последние 15 лет в России нет. Однако в целом снижение возможно. И связано оно главным образом с демографией. Дело в том, что в России с 1990 по 1998 год рождалось детей в два раза меньше, чем в предыдущее десятилетие. Они вышли на пивной рынок в 18 лет в 2008 году и за последние восемь лет обрушили его. На винный рынок девушки устойчиво выходят в 22 года. Вот с 2012 года и началось снижение потребления вина.

Выводы Дробиза коррелируют с данными Росстата - мы видим значительное (на 12%) снижение продаж вина. При этом эксперт прогнозирует, что падение рынка крепкого алкоголя произойдет через 2–3 года - примерно в 2018–2019 годах, когда поколение 90-х достигнет определенного возраста и перейдет на более крепкие напитки.

- Основные потребители алкоголя - это возрастная группа 18–55 лет. И за счет демографической ямы, в которую Россия провалилась в 1990 году, за последние десять лет потребителей алкоголя стало меньше на 8–9 млн человек, - пояснил глава ЦИФРРА.

Эту гипотезу поддерживает и директор Института демографии НИУ ВШЭ Анатолий Вишневский.

-  Я не думаю, что это единственная причина - всё-таки часть алкогольного рынка ушла в тень. Но в 1990-е годы действительно рождалось мало детей, - говорит демограф. - С 1980 по 1989 год в России родилось 23 млн человек, а с 1990 по 1999 год - всего 14,5 млн. Это очень большая разница. Следовательно, если сократилось число потребителей алкоголя - а именно эти дети сейчас выросли, - то сократилось и абсолютное потребление алкоголя. Это абсолютно разумное предположение.


Фото с сайта: www.krasgmu.net


Поделиться
4020
Личный кабинет