В Пермском крае уволены 30 главврачей
Сразу 30 главных врачей пермских клиник разом лишились должностей. Некоторые руководители медицинских учреждений стали жертвами «оптимизации», кого-то сочли неэффективным, с другими расстались вообще без объяснения причин. Наблюдатели уверены, что это только начало: новый глава минздрава Ольга Ковтун продолжит «ломать через колено» подведомственную отрасль, пока не добьется полного контроля.
У каждого из оставшихся без работы топ-менеджеров истек срок контракта, и краевой минздрав принял решение отношения с ними не продлевать. Пресс-секретарь ведомства Марина Киршина пояснила, что ушли только 16 руководителей учреждений, которые занимаются непосредственно лечебной работой. Их обязанности временно будут исполнять заместители. Остальные главврачи, с которыми не продлены трудовые отношения, возглавляли на местах центры медицинской профилактики: краевой центр укрупняется, поэтому руководящие должности упразднились. На все вакантные места позже будут объявлены конкурсы. Собеседница, правда, добавила, что не может назвать список больниц, которые лишились главврачей. Причины их ухода минздрав также не называет — не выполнены некие показатели эффективности работы руководителей.
По имеющейся информации, в списке — главврач пермской детской клинической больницы №13 Ольга Токмакова, которая возглавляла учреждение с 1990 года, руководители медучреждений в Краснокамске, Кунгурском районе (Ленск) и Чернушке. «Вроде бы, с одной стороны, ничто этого не предвещало, а с другой — местами такие „картины“ вырисовываются, что поражают воображение. Семейные „подряды“ различные. Например, отец работает главврачом, жена — его заместитель, а сын трудится директором частной клиники, которая арендует площади у больницы, и где полдня работает ее персонал. Но возникает вопрос: если менять этих врачей, то на кого?», — поделился видением ситуации один из наблюдателей.
Источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что решение о расставании с руководителями больниц принимала лично вице-премьер краевого правительства и одновременно министр здравоохранения, перебравшаяся в Пермь из Екатеринбурга только в мае Ольга Ковтун. Однако до этого все кандидатуры рассмотрела спецколлегия. При этом готовил «расстрельный список» другой новый человек — замминистра Павел Штэфан, пришедший в минздрав летом. Именно ему сейчас поручено «рулить» кадровыми вопросами. Сама Ковтун на телефонный звонок не ответила.
«Об увольнении в данном случае говорить неправильно — просто меняют руководителей, о чем минздрав предупреждал еще несколько месяцев назад. Сейчас ситуации были разные. Кому-то просто объявили без объяснений, что договор продлевать не будут — работодатель имеет на это право. Некоторым предложили краткосрочные контракты и обозначили, что будут решать их судьбу позже — врачи отказались и, соответственно, лишились мест. Заранее с ними тему ухода не обсуждали», — говорит информированный собеседник.
Источник в территориальном ФОМС рассказал, что глобальная «зачистка» может быть результатом больших проблем с финансированием и отсутствием понимания у чиновников, куда утекают деньги из больниц. При этом на сегодняшний день минздрав принимает кадровые решения, не вынося сор из избы. Что касается одной из уволенных, Ольги Токмаковой, то есть информация, что, будучи главврачом, она жаловалось и на местный минздрав, и на ТФОМС — сейчас ее обращения рассматривают на федеральном уровне. Якобы в этом году детскую клиническую больницу №13 перевели на федеральные правила оплаты, в результате чего снизились зарплаты персонала. Коллектив больницы не согласился с уходом руководителя и теперь планирует подать жалобы в профсоюз и уполномоченному по правам человека.
Что касается финансирования: с прошлого года по требованию федерального Минздрава в Прикамье вводится стандартизированный механизм финансирования медучреждений. Говорят, что этому способствовали и жалобы, поступавшие из региона. Теперь практикуется более справедливое распределение денежных средств, при том, что общий объем финансирования снизился. Несогласных с переменами и ужесточением требований попросили освободить занимаемые должности.
При этом, по словам наблюдателей, ситуация с финансированием отрасли в Прикамье выглядит гораздо стабильнее, чем, например, в соседней Свердловской области. Однако при этом федеральный Минздрав планирует провести тотальную проверку именно в Пермском крае. Дело в том, что идея «перетрясти» медицину в регионах созрела в российском правительстве после форума «За качественную и доступную медицину». На площадке «Народного фронта» в присутствии президента страны «разнесли» российское здравоохранение. Говорят, что первым делом Минздрав собирается проверять те субъекты, откуда дошли сигналы об «ужасах» оказания медицинской помощи — в их число входит и Пермский край. Именно поэтому, возможно, региональные чиновники решили удалить и «подозрительных» главврачей, к которым могут быть вопросы у правоохранительных органов.
Директор Пермского медицинского правозащитного центра Евгений Козьминых не видит у врачей перспектив восстановиться в должностях. «Минздрав в данном случае выступает работодателем главврачей. По Трудовому кодексу РФ он имеет право отказаться продлевать трудовое соглашение без объяснения причин. Если руководитель проявил себя как неэффективный или несоответствующий каким-то критериям, то контракт могут расторгнуть и раньше срока, но в этом случае дают „отступные“ в виде трехмесячной зарплаты. С формальной точки зрения все законно. Другое дело, что общественности и медицинскому сообществу не очень понятно, почему сразу такая большая когорта врачей лишилась должностей. Некоторые из них вовсе не проявили себя неэффективными руководителями. Есть, к примеру, больницы, которые проигрывают суды, но в них главврачи как сидели, так и сидят. Или на уровне слухов ходят разговоры, что главврач деньги расходует не очень „правильно“, но он продолжает работать».
Ранее ходили разговоры о том, что Ольга Ковтун была в шоке, когда ознакомилась с положением дел в пермском здравоохранении, и вопросы к руководству некоторых медучреждений у нее возникли серьезные. Первые кадровые решения нового руководителя минздрава были связаны с «прогремевшей» историей 13-летней пермячки Сони, которую в тяжелом состоянии возили из одной больницы в другую — в итоге ребенок умер в больнице. Поплатились за скандальный случай главврач станции скорой помощи Евгений Камкин и главный врач МСЧ № 11 (отсюда ребенка отправили в другую больницу) Олег Бурцев — их уволили. Тогда же было объявлено о грядущей глобальной ревизии сферы здравоохранения в Пермском крае.
Евгения Камкина (наблюдатели считают, что он на хорошем счету и просто тогда попал «под раздачу») вскоре назначили заместителем главврача МСЧ №9, руководитель которой Валерий Петухов страдал тяжелой болезнью. Вчера, 30 сентября, главврач ушел из жизни. Велика вероятность, что его место займет именно Камкин.
А в МСЧ №11 руководство минздрава «пристроило» бывшего министра Анастасию Крутень (при увольнении ей якобы обещали хорошее трудоустройство). В связи с этим возникла непростая ситуация: коллектив медсанчасти потребовал уволить нового главврача и восстановить в должности прежнего руководителя. В итоге Ольге Ковтун лично пришлось решать проблему: Крутень осталась во главе медучреждения.
По информации осведомленного источника, в ближайшей перспективе краевой минздрав не планирует серьезных кадровых перестановок. В то же время чиновники не настроены вступать в переговоры с действующими главврачами — скорее всего, Ольга Ковтун наладит практику использования приказного тона в общении с руководителями больниц.
Источник статьи и фото: URA.RU