Хосписную помощь, наконец, узаконили
По словам главного внештатного специалиста Приморья по паллиативной помощи, врача анестезиолога-реаниматолога Андрея Денежа, в настоящее время уже завершается разработка новых краевых стандартов оказания такой помощи с учетом региональной специфики.
- Профессиональное сообщество давно ждало принятия нового федерального порядка оказания паллиативной помощи, это очень нужный и важный документ, - сообщил корр. портала VladMedicina.ru Андрей Александрович. – Старый был слишком сухой и лаконичный, не отвечающий современным реалиям. Ключевой момент – в новом документе официально прописано понятие «хосписная помощь», в каких целях и какой категории пациентов она будет оказываться, чего раньше не было. До этого хосписы существовали только де-факто, без законодательной основы. В настоящее время я завершаю работу над нашим, приморским стандартом, в принципе, региональный документ уже готов, осталось его тщательно проверить на соответствие принятому федеральному Порядку. Мы постарались учесть все нюансы и поэтапно прописали механизм создания службы паллиативной помощи приморцам, включая, конечно, хоспис.
При этом, по мнению специалиста, взрослый и детский Порядки необходимо объединить в единый стандарт.
- Сегодня действует Порядок оказания медицинской паллиативной помощи детскому населению, разработанный специалистами из Санкт-Петербурга, и вступает в силу новый, для взрослых, - пояснил Андрей Денеж. – Их нет смысла «дробить». Я убежден, что это должен быть единый Порядок – по большому счету, принципы, методы и подходы к оказанию паллиативной помощи и детям, и взрослым одинаковы. С этой инициативой я в ближайшее время обращусь в департамент здравоохранения.
Как отметил Андрей Александрович, в региональном Порядке основной акцент делается на организацию полноценной выездной службы.
- Мы создаем хоспис по европейской модели, не по азиатской, где под хосписы выделяют обширные стационары, - уточнил врач-анестезиолог. – Наше отделение будет небольшим – для людей, которым действительно без госпитализации не обойтись. А основная нагрузка упадет на мобильные бригады, которые будут постоянно выезжать к пациентам на дом. Как специалист, много лет занимающийся этой проблемой, уверяю, что так будет лучше для всех – и больных, и медперсонала. Пациент при подобной организации паллиативной помощи основную часть времени находится в привычной и комфортной домашней обстановке, а наши специалисты проводят все необходимые процедуры, осуществляют уход, ведут и наблюдают больных по месту жительства. Госпитализация – в крайних случаях. Таким образом, мы охватим всех нуждающихся людей, а сотрудников убережем от преждевременного эмоционального «выгорания». Это действительно серьезная проблема, характерная для больших хосписов.
Очень важно, подчеркивает эксперт, чтобы в регионе развивались все направления, а не только стационары.
- Все-таки основной принцип, который заложен в новом порядке, состоит в доступности паллиативной помощи вне зависимости от того, где живет пациент – в большом городе или маленьком далеком селе, - подчеркнул Андрей Денеж.
Напомним, в последнее время участились случаи суицида среди раковых больных. В минувшее воскресенье 70-летняя москвичка повесилась в своей квартире в центре Москвы. Погибшая женщина 13 лет страдала онкозаболеванием.
В начале мая в Истринском районе Московской области покончил с собой декан факультета психологии Московского психолого-педагогического университета Михаил Кондратьев. В его комнате была обнаружена предсмертная записка, в которой профессор просит никого не винить в его смерти и объясняет свой поступок усталостью от борьбы со смертельной болезнью.
В марте кардиолог Научного центра имени Бакулева 86-летний Эдмунд-Михаил Люде покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна. Перед этим в течение двух суток он три раза вызывал скорую помощь с жалобами на сильные боли, медики оказали ему необходимую помощь на дому и рекомендовали обратиться в поликлинику к лечащему врачу.
В Минздраве провели анализ всех этих случаев самоубийств и сделали следующие выводы. Эти люди действительно были онкологическими больными. Однако не все из них страдали от хронической, онкологической боли, а вот ряд сопутствующих проблем имелся у всех. Главные причины суицида – страх предстоящих страданий, нежелание причинять проблемы близким, отсутствие веры в излечение, общая слабость и немощность, отсутствие социальной поддержки.