Минздрав написал реформу для каждого региона
— Преобразования в здравоохранении должны проводиться деликатно, — отметила министр здравоохранения Вероника Скворцова в официальном комментарии «Известиям». По словам главы Минздрава, сокращения маломощных медучреждений, особенно в сельских населенных пунктах, просто недопустимы. Об этом же недавно было заявлено на совещании с участием представителей Минздрава и региональных властей, кроме того, на нем были озвучены предварительные итоги оптимизации системы здравоохранения.
В ведомстве уже подготовлен документ, описывающий векторы развития отрасли исходя из принципа — каждому региону — своя оптимизация. В нем рассказывается о моноцентрической, полицентрической и смешанной моделях организации здравоохранения, учитывающих особенности российских регионов. Документ будет направлен в правительство.
Обратить более пристальное внимание руководства в регионах на исполнение реформы здравоохранения ведомство Скворцовой заставили скандалы, которые сопровождали реформу в ряде областей и городов. Так, независимые эксперты говорили, что Москва работает по собственному графику и не согласовывает свои действия с рекомендациями министерства. Источники в Минздраве, в свою очередь, отметили, что, по мнению ведомства, столица проводит оптимизацию опережающими темпами, недооценив важность разъяснительной работы и взаимодействия с медицинским сообществом.
— Президент России говорил о том, что реформа здравоохранения в любой ее части должна обязательно сопровождаться тщательной разъяснительной работой. Это важно, поэтому любые реорганизационные мероприятия должны проводиться в тесном взаимодействии с гражданским обществом и профессиональным сообществом, — отметил источник в ведомстве.
Таким образом, позиция Минздрава заключается в том, что оптимизация больничных коек в Москве не является звеном некой мифической общероссийской программы.
— Общей программы оптимизации не было и нет, поскольку разработка территориальных моделей организации здравоохранения проводится с учетом региональных особенностей — таких, как плотность населения, климатические и географические условия, транспортная доступность медицинской организации, уровень и структура заболеваемости, — заявили «Известиям» в ведомстве.
В подготовленном для правительства РФ (есть в распоряжении «Известий») документе Минздрава России, описывающем векторы развития отрасли, говорится, что министерство разработало классификацию моделей территориального развития здравоохранения. Эксперты ведомства пришли к выводу о необходимости разделения всех субъектов на три группы по модели организации здравоохранения — моноцентрической, полицентрической и смешанной.
Моноцентрическая модель применима к регионам с небольшой территорией и высокой плотностью населения. При этом значительная часть медицинских организаций расположена в административных центрах, и их ресурсами оказываются все виды и профили медицинской помощи. Эта модель свойственна, к примеру, Белгородской, Брянской, Владимирской, Ивановской, Липецкой, Новгородской областям. К ним же можно отнести Москву и Санкт-Петербург. Всего — 36 субъектов Российской Федерации.
Полицентрическая модель характерна для крупных регионов с низкой плотностью населения. В таких субъектах центры оказания медицинской помощи равномерно распределены по всей территории региона. При реализации этой модели возможна организация медицинской помощи по принципу зонирования, кроме того, существует определенная потребность в использовании мощностей медицинских организаций близлежащих регионов. К ней относятся 14 регионов, включая Московскую, Ленинградскую, Саратовскую, Свердловскую области, Ставропольский край, а также республики Татарстан и Башкортостан.
Смешанная модель оказания медицинской помощи сочетает отдельные признаки первых двух. По этой модели развиваются 20 регионов: Воронежская, Кемеровская, Мурманская, Астраханская, Волгоградская области, республики Дагестан, Бурятия, Алтай и другие субъекты РФ.
Отдельное место занимают территории с особыми климатогеографическими условиями, низкой транспортной доступностью и малой плотностью населения. К ним относятся: Республика Карелия, Чукотский автономный округ, Кировская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Саха, Хабаровский край.
В документе говорится о том, что реформа национальной системы здравоохранения должна проходить не «сверху вниз», а «снизу вверх», именно это позволяет учесть все особенности регионов, их потребности и векторы развития. Общими для всех субъектов остаются только единые критерии качества и доступности медицинской помощи, которые определяются Минздравом России.
Так, все территориальные модели организации систем здравоохранения должны базироваться на трехуровневой системе, где медицинские организации первого уровня оказывают медицинскую помощь при наиболее распространенных заболеваниях, второго уровня — предоставляют экстренную и плановую специализированную помощь посредством специализированных межмуниципальных и межрайонных центров. Третий уровень представлен областными, краевыми, республиканскими больницами, специализированными диспансерами и центрами, которые оказывают как специализированную, так и высокотехнологичную медицинскую помощь.
Построение этой системы приносит свои плоды. Так, смертность от болезней системы кровообращения за период с января по октябрь 2014 года снизилась на 8% (по сравнению с 2013 годом), от новообразований — на 0,6%, от туберкулеза — на 10,7%, от внешних причин — на 0,1%. Число медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств федерального и региональных бюджетов, в 2014 году увеличилось до 435, из них 131 — федеральные медицинские организации и 304 — региональные.
Важным элементом реформ, происходящих в регионах, является рост эффективности использования коек — известно, например, что число стационарных коек в России является одним из наиболее высоких в мире, при этом в ряде регионов койка работает 290 дней в году, то есть простаивает 2,5 из 12 месяцев. Как следствие, в регионах продолжается развитие новых форм оказания медицинской помощи — стационарзамещающих и выездных методов работы. В 2013 году количество коек дневного стационара уже увеличилось до 150 тыс., что на 8% больше, чем в 2011 году.
Источник: izvestia.ru