К 2020 году 100% регионов будут иметь автоматизированную систему диспетчеризации скорой медицинской помощи

3855

II Научно-практическая конференция «Актуальные вопросы скорой медицинской помощи на современном этапе», на которой были обсуждены основные вызовы, стоящие в настоящее время перед отечественным здравоохранением, в том числе переход с 1 января 2015 года скорой медицинской помощи на одноканальное финансирование, состоялась в Москве. О перспективах развития скорой медицинской помощи в Российской Федерации рассказал зав. кафедрой скорой медицинской помощи и хирургии повреждений ГБОУ ВПО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» МЗ РФ, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Ильдар Миннуллин.

«Современный этап развития скорой медицинской помощи в РФ имеет четкую отправную точку — 5 марта 2010 года. В этот день состоялась коллегия Минздрава РФ, определившая основные направления развития скорой помощи на современном этапе, — сообщил Ильдар Миннуллин. — Ключевым пунктом решения коллегии является констатация необходимости создания в структуре крупных многопрофильных стационаров, занимающихся оказанием скорой медицинской помощи, стационарных отделений скорой медицинской помощи. Позже в соответствующих законодательных актах это положение было развито, и сегодня можно констатировать, что скорая медицинская помощь оказывается, как на догоспитальном этапе, так и на стационарном этапе, что является ключевым моментом построения различных структур при определении путей совершенствования и развития скорой медицинской помощи».

По словам эксперта, одним из основных документов, который сегодня используется в практической деятельности, является Приказ № 388 Минздрава РФ 2013 года, которым введен в действие Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи. Данный документ разрабатывался в тесном взаимодействии с профессиональным сообществом. Неоднократно на заседании профильной комиссии Минздрава РФ по специальности «скорая медицинская помощь» обсуждались, принимались и утверждались основные положения этого документа. В данный момент подготовлены изменения и дополнения к этому документу, которые также инициированы профессиональным сообществом.

Четыре основных направления

«Сегодня мы живем с Программой развития здравоохранения 20/20, — отметил Ильдар Миннуллин. — Детальное изучение положений этой программы и практическая реализация на протяжении ряда лет показали, что в этом документе оказались недостаточно отражены вопросы скорой неотложной помощи, медицины катастроф. Поэтому по инициативе главного специалиста Министерства здравоохранения по скорой помощи и Общенародного российского фронта было предложено дополнить эту программу отдельной подпрограммой по развитию скорой медицинской помощи. Об этом неоднократно докладывалось на профильной комиссии Министерства здравоохранения РФ. Необходимо выделить 4 основных направления этой подпрограммы, которая рассмотрена и принята Минздравом РФ и находится на согласовании в профильных министерствах».

Обновление парка автомобилей

Первое направление — обновление парка автомобилей скорой медицинской помощи. Второе — формирование стационарных отделений скорой медицинской помощи в многопрофильных стационарах. Следующее направление подпрограммы — информатизация скорой медицинской помощи. Непременным условием успеха функционирования программы является развитие первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме, считает эксперт. По мнению спикера, если будет на чем и как оказывать скорую помощь, тогда не о чем будет говорить. Однако сегодня ситуация с парком автомобилей скорой помощи в стране не очень хорошая. Более 50% автомобилей скорой помощи имеет срок эксплуатации более 5 лет. Положения программы предусматривают 10-процентное обновление парка автомобилей в течение каждого последующего года в течение 5 лет, чтобы дефицит автомобилей скорой помощи классов А, В и С был постепенно ликвидирован к 2020 году.

Отделения при стационарах

Сегодня на конкурсной основе разрабатывается несколько проектов по созданию отделений скорой медицинской помощи при крупных стационарах. Если стационар имеет коечную емкость не менее 400 коек и ежедневно принимает по скорой помощи не менее 50 ургентных пациентов, в таком стационаре должно функционировать стационарное отделение скорой медицинской помощи. Оптимальный путь, по которому идут страны постсоветского пространства, — это пристройка к имеющимся зданиям стационаров постройки 1960-1970-х годов отдельных, специально спроектированных модулей, которые отвечают всем требованиям для оказания стационарной медицинской помощи. Один из таких вариантов — это больница скорой медицинской помощи в Таллине (Эстония), построенная в 1980 году к регате, где в последующие годы было создано стационарное отделение скорой медицинской помощи, которое успешно функционирует. Наши специалисты неоднократно посещали его для обмена опытом.

Информатизация

Непременным условием успешного функционирования службы скорой медицинской помощи является информатизация. По данным статистики, сегодня общая информатизация скорой медицинской помощи в стране составляет не более 20%. В настоящее время в стране существует несколько информационных систем, которые работают в ряде регионов, — это казанская, петербургская, московская системы информатизации, а также система ODIS, которая используется в ряде стран постсоветского пространства. Однако ряд субъектов (в основном, дотационные регионы) пока не обладают такой системой. В этой связи были разработаны требования к информационным системам с учетом тех наработок, которые имеются в регионах. Подсистема информатизации должна включать системы приема, обработки, направления бригад на вызов, функции взаимодействия диспетчера с выездной бригадой, системы картографического обеспечения, сбора мониторинговых данных о транспортных средствах, учета движения горюче-смазочных материалов и ведения путевых листов, интеграции с единой государственной информационной системой здравоохранения и информационными системами медицинских организаций, а также интеграции со службой 112 и генерации отчетов. Реализация этих требований, при разработке системы информатизации в скорой медицинской помощи, позволит к 2020 году решить эту задачу. В настоящее время разработан пилотный вариант этой программы, который внедряется в ряде регионов. Руководитель здравоохранения Пензенской области приглашает на примере функционирования скорой помощи в этом регионе ознакомиться с предлагаемым проектом. С учетом выявленных недостатков и опыта информационных систем других регионов, эта система будет дорабатываться и в скором времени будет предложена для других регионов, где пока нет таких структур. Информатизация скорой медицинской помощи предполагает, что к 2020 году 100% регионов будут иметь автоматизированную систему диспетчеризации скорой медицинской помощи.

Развитие неотложки

«Не менее важной проблемой является развитие первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме, поскольку анализ входящего потока пациентов, которых доставляют скорой медицинской помощью в стационары, показал, что порядка 60% лиц нуждаются в оказании скорой медицинской помощи в неотложной форме, — отметил Ильдар Миннуллин. — Нормальное функционирование первичного звена амбулаторно-поликлинической сети разгрузит скорую помощь и улучшит таким образом эффективность ее работы. Такой продвинутый в развитии скорой помощи регион, как Республика Татарстан, в прошлом году внедрил «мотоциклетную скорую медицинскую помощь», которой не страшны никакие пробки. Фельдшеры с соответствующими укладками прибывают к месту происшествия, оценивают ситуацию, оказывают первичную медицинскую помощь и, в случае необходимости, вызывают бригаду скорой помощи. Чаще всего данный подход используется при оказании помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

Источник: ria-ami.ru

Поделиться
3855
Личный кабинет