Городские медучреждения хотят отдать в управление частным компаниям

3210

Столичные власти рассматривают возможность привлекать в городские медучреждения управляющие компании. Как рассказал «Известиям» заместитель мэра по вопросам социального развития Леонид Печатников, в их роли могут выступать, к примеру, частные компании, которые уже имеют соответствующий опыт работы за рубежом. По словам экспертов, у московских медучреждений много резервов, которые не используются из-за недостаточно эффективного руководства. Привлечение управляющей компании может считаться щадящим вариантом концессии, которая пока не слишком заинтересовала инвесторов из-за необходимости больших вложений.

Столичные власти подготовили проект постановления, который вносит дополнения в госпрограмму «Развитие здравоохранения Москвы». В частности, в документе говорится о новом способе повысить эффективность городских медучреждений. Это «развитие практики привлечения управляющих компаний». В документе уточняется, по какому принципу будут выбираться учреждения для таких проектов. «Основными критериями… должны стать низкий инвестиционный и квалификационный «порог чувствительности». Иными словами, риск того, что при изменении формата управления пострадают персонал, пациенты или финансовое состояние учреждения, должен быть минимальным. Как отмечается в документе, «этому критерию в полной мере соответствуют» поликлиники и санатории.

Как рассказал Леонид Печатников, новый инструмент позволит «передать в управление какое-то крупное медицинское учреждение эффективной компании, которая имеет соответствующий опыт, например, за рубежом».

— Это практика, которая существует за рубежом и которая мне представляется весьма перспективной, но пока это юридически не проработанная идея, — сказал вице-мэр.

По его словам, подобных прецедентов в России нет и федеральное законодательство не предусматривает привлечение в государственные медучреждения частных управляющих компаний.

— За управление медучреждением городу придется платить деньги, и пока непонятно, из какой статьи бюджета можно будет платить за это, — сказал Леонид Печатников.

Он уточнил, что сейчас вопрос о привлечении управляющих компаний «находится в стадии изучения». Если столичные власти придут к выводу, что такой механизм городу точно необходим, они будут ставить вопрос о внесении изменений в федеральный закон об охране здоровья. Инициировать изменение законодательства может Мосгордума, так как она имеет право вносить свои законопроекты в федеральный парламент.

Директор Центра политики в сфере здравоохранения ВШЭ Сергей Шишкин отметил, что в первую очередь имеет смысл привлекать управляющие компании не в поликлиники, а в крупные медицинские учреждения — больницы и госпитали, потому что у них больше резервов, которые можно начать использовать.

— При такой форме сотрудничества с бизнесом в медучреждения привлекаются не столько деньги, сколько знания о том, как эффективно организовать работу, — сказал Шишкин. — На Западе управляющие компании привлекаются для управления госпиталями, а поликлиники в той форме, в какой они существуют у нас, там мало распространены. Если бы эти компании передали свой опыт некоторым московским больницам, его потом можно было бы применять и в других учреждениях. Впрочем, привлекать можно и российские компании, если они будут эффективны.

По словам эксперта, в частности, управляющие компании могли бы научить администрацию медучреждений, как правильно распределить обязанности персонала, мотивировать его, перестроить работу различных служб. Могут быть введены «ключевые показатели эффективности для каждой должности» в учреждении. Может быть разработано несколько регламентов — например, «работы служб первичного контакта с пациентом».
Работников могут обязать следовать заданным этическим стандартам при общении в клиентами. Не исключено, что управляющие компании будут уделять внимание проблеме эмоционального выгорания сотрудников. Будут проводиться корпоративные тренинги, «мероприятия контроля и предупреждения психологического напряжения». Скорее всего, усилится контроль за финансами учреждения. Могут быть внедрены системы контроля по группам затрат, видам услуг, подразделениям, чтобы сократить неэффективные расходы. Управляющая компания наверняка займется и оптимизацией документооборота, чтобы работники тратили меньше времени на заполнение и согласование друг с другом документов. Изменения коснутся и «организационного дизайна учреждения» — поменяется стиль оформления кабинетов, холлов и палат.

— Сейчас и у общества, и у экспертов остается ощущение, что велики нереализованные резервы, которые связаны с другой системой управления, — заключил Шишкин. 

Директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов отметил, что привлечение управляющих компаний в городские медучреждения может считаться «щадящим вариантом концессии». Инвестор, который получает в концессию имущественный комплекс медучреждения, должен вложить в проект большие суммы.

— Компаний, которые готовы это сделать, немного, — сказал эксперт. — При концессии существует больше рисков для инвестора. Вместе с тем и общество менее готово к таким проектам.

Пока в Москве разыгран только один концессионный конкурс в сфере здравоохранения. В 2013 году город подписал соглашение с Европейским медицинским центром. Центр получил в концессию имущественный комплекс 63-й больницы и обязался вложить 4,37 млрд в ее реконструкцию и техническое оснащение, а также выплатить городу 1 млрд рублей за право заключения соглашения. Cрок договора составляет 49 лет. В течение этого времени от 20 до 40% услуг больница должна оказывать по тарифам ОМС, остальные могут предоставляться на коммерческой основе. 

По словам источника в имущественном комплексе, городские власти рассматривают также возможность разыграть концессионные конкурсы по 71-й больнице и ряду других больниц, но конкретных предложений пока не сформировано. Интерес инвесторов к концессии в Москве сейчас невелик. К тому же и властям оказалось сложно выбрать подходящие учреждения и сделать так, чтобы проект был выгоден и городу, и инвестору.

— Если частная компания получает учреждения в управление, она не обязана иметь большой стартовый капитал, — сказал Давид Мелик-Гусейнов. — Компании, которые могли бы это делать, на рынке есть, к тому же их может стать больше, если такое предложение появится. 

Вместе с тем и механизм привлечения управляющей компании, по словам эксперта, содержит в себе риски. К примеру, она просто может не справиться с заданием.

— Есть риск, что услуги будут навязываться в платном формате, но для этого и существуют власти, чтобы контролировать этот процесс, — сказал эксперт.

По его словам, частная компания может получать фиксированную плату за свою работу или же отчисления из бюджета будут зависеть от того, насколько эффективно она выполняет свои задачи. При этом затраты города на учреждение, переданное в управление частнику, могут даже уменьшиться.

— Сейчас затраты на содержание административного аппарата могут доходить до 30% — это бухгалтерия, юридическая служба, хозяйственная часть, — сказал Давид Мелик-Гусейнов. — Если управление будет эффективнее, потребуется меньше денег. 


Источник: izvestia.ru
Поделиться
3210
Личный кабинет