Российских врачей будет учить компьютер
2592
Командировки раз в пять лет для повышения квалификации уйдут в прошлое, теперь российские врачи будут учиться, не отходя от компьютера даже дома. Такую идею озвучила министр здравоохранения Вероника Скворцова на III Всероссийском форуме студентов, который проходит в эти дни в Петербурге.
О том, что врачи должны постоянно получать новые знания, а не раз в пять лет и не от случая к случаю, заговорило новое руководство Минздрава в 2012 году. В 2014 году в нескольких регионах России, в том числе в Петербурге, стартовал пилотный проект по непрерывному медицинскому образованию участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики (семейных врачей). Он рассчитан на один год и охватывает тех врачей, у которых сертификат специалиста закончится в конце 2014 — начале 2015 года. Предполагается, что получать новые знания врачи будут прямо на рабочем месте, не отходя от компьютера — это и есть непрерывное медицинское образование.
С конца 2012 года все главные врачи-специалисты всех регионов России начали создавать национальные клинические протоколы, чтобы собрать воедино самые полные алгоритмы, пошаговые инструкции для врачей по ведению пациентов с разными заболеваниям.
– Сегодня перед нами стоит очень амбициозная задача — и по масштабу, и по срокам, — мы должны заставить врачебное сообщество овладеть протоколами лечения, потому что это и есть постоянная база для шлифовки их знаний, — объяснила министр здравоохранения Вероника Скворцова на Всероссийском форуме студентов в Петербурге. Сейчас, по словам министра, создано уже более 500 клинических протоколов, 400 из них утверждены. Однако всего их должно быть в три раза больше — 1500.
С 2016 года врачи будут обязаны проходить аккредитацию, чтобы получить допуск к оказанию конкретного вида медицинской помощи. От действующей сейчас системы сертификации она будет отличаться тем, что позволит получать допуск к отдельным видам медицинской помощи. Чтобы получить аккредитацию, врачи должны будут овладеть клиническими протоколами по этой специальности или направлению, то есть самыми современными знаниями.
По мнению Вероники Скворцовой, помочь врачам освоить клинические рекомендации должны интерактивные компьютерные программы, которые в игровой форме позволяют решать ситуационные задачи и тем самым овладевать клиническими протоколами. Предполагается, что такие интерактивные образовательные программы будут внедряться через сервис электронного рабочего места врача, который Минздрав запустил в 2013 году. Допуск к нему может бесплатно получить любой врач России.
– Периодических мероприятий для повышения квалификации врачей уже недостаточно, концепция непрерывного образования позволит поддерживать и постоянно обновлять высокий уровень знаний наших медиков. — считает Петр Глыбочко, ректор Первого медицинского университета им. Сеченова. — Но раньше мы думали, что непрерывное образование — это дистанционное обучение, нечто вроде заочной формы образования: врач получает по электронной почте учебные материалы, изучает их и присылает назад ответы на контрольные задания. Но Минздрав поставил перед нами четкую задачу — создать такие программы, которые позволили бы через сервис «электронное место врача» постоянно учиться и получать самые современные данные по своей специальности.
Первый российский образовательный портал для врачей создали специалисты Первого медицинского университета им. Сеченова и Российское общество урологов. Модуль по гематурии, который доступен на так называемом облачном портале сайта университета, позволяет не просто повысить квалификацию врача, но и смоделировать систему поддержки принятия врачебных решений. Модуль состоит из трех основных разделов — теоретического, практического (блок самопроверки) и верификационного (блок аттестации).
Теоретический раздел сайта содержит актуальные рекомендации общества урологов по лечению пациентов с гематурией, ссылки на самые новые исследования международных медицинских баз данных — Medscape, Medline, тренажер физикального обследования (помогает врачу обратить внимание на типичные или косвенные симптомы гематурии), изображения возможных причин, вызывающих гематурию (новообразования, камни в почках), видеоэндоскопического исследования мочевого пузыря и другие справочные и наглядные материалы. Также при необходимости врач сможет сам создать 3D-модель возможного поражения почки и посмотреть на него в разных проекциях.
Практическая часть содержит вопросы для самопроверки и ситуационные задачи (кейсы). Проверить свои знания и набрать баллы для получения сертификата уролога можно в третьем разделе сайта. Как это выглядит, главе Минздрава Веронике Скворцовой продемонстрировали на Всероссийском форуме студентов. Ей предложили ответить на три вопроса, один из которых звучал так: «Гематурия может быть обусловлена приемом антикоагулянтов. Верно или не верно?», за которые можно получить 50 зачетных единиц. Чтобы получить сертификат врача-специалиста по урологии нужно освоить дополнительные модули и набрать в итоге 250 зачетных единиц. При этом аттестация на каждом уровне и подуровне позволяет врачу получать допуск к конкретному виду медицинской помощи.
По словам Петра Глыбочко, в США за последние 10 лет доля онлайн-образования в медицине увеличилась до 30%, объективных данных по дистанционному образованию в России нет, но по сведениям Министерства образования и науки, дистанционные технологии в послевузовском медицинском образовании составляют менее 3%.
– Мы, ректоры медицинских вузов, должны понимать, что сейчас к нам пришло учиться первое «цифровое» поколение студентов, которые уже не представляют свою жизнь без компьютера и информационных технологий, поэтому мы должны соответствовать их уровню. — пояснил Алексей Павлов, ректор Ярославской государственной медицинской академии.
В ЯГМА решили узнать, как хотят учиться будущие медики и провели опрос почти 700 студентов первого и пятого курсов. Оказалось, что 96% студентов не реже 5 дней в неделю пользуются интернетом, причем предпочитают использовать для этого мобильные устройства — ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны. Однако отказывать от традиционных бумажных учебников в пользу электронных большинство пока не готово. Тем не менее, Алексей Павлов считает, что за развитием информационных технологий стоит будущее российской медицины, и первыми к их освоению должны подтягиваться сами преподаватели, которые пока плохо ориентируются в интернет-пространстве.
Источник: Доктор Питер