"Проблема не в дефиците обезболивающих препаратов, а в бюрократии"
ФСКН предлагает возродить в России производство морфия и снять ограничение на выращивание мака. Глава Наркоконтроля Виктор Иванов заявил, что это необходимо для медицинский целей. Ведущие онкологи поддержали эту идею. Однако организация производства наркосодержащих препаратов может затянуться на пять-десять лет. А больные раком не могут ждать. Подробности — у Аэлиты Курмуковой.
Сначала ФСКН предлагала снять запрет на кондитерский мак, сейчас — пересмотреть ограничения на выращивание мака. Этот вопрос Наркоконтроль готов обсудить с Минсельхозом. Так что в России могут снова появиться маковые поля, которые будут контролировать соответствующие органы. По словам чиновников, это делается для того, чтобы помочь онкобольным и возродить в России производство морфия, которое запретили в рамках борьбы с наркотрафиком. Клиники и аптеки вынуждены закупать сырье и препараты за границей. При этом морфий производят и в Москве, сообщил директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов.
"Монополист — Московский эндокринный завод — работает на пятипроцентной мощности. Нет потребности в этой продукции в регионах. Завод может увеличить производство этой продукции на 95%, пусть даже из импортного сырья. Потому что случилась громкая смерть. В прошлом году случилась такая же громкая смерть, когда умирала Ада Якушева. Профессиональное сообщество требовало упростить процедуру обращения наркотиков. Надеемся, что хоть после этого скандала ФСКН как-то по-другому начнет мыслить. Однако ФСКН не считает себя виноватым в этой ситуации, они перевели стрелки в сторону производства и говорят, что у нас не хватает производства", — отметил он.
Проблема не в дефиците обезболивающих препаратов, которые необходимы онкобольным, а в бюрократии, говорят эксперты. Медики опасаются санкций ФСКН. С наркосодержащими лекарствами не хотят связываться ни фармацевты, ни врачи. А в итоге страдают больные, сообщил замдиректора Российского онкологического научного центра имени Блохина Давид Заридзе.
"Обезболивание для онкологических больных — это последняя надежда на достойный уход из жизни. А сейчас у нас хождение по мукам — получение обезболивающих средств, в частности морфина. Там нужны миллионы разных подписей. Эту ситуацию нужно менять. Это не метод борьбы с наркоманией, когда затрудняют доступ для больных. Вот у меня личный опыт: я видел одного больного, которому после этого хождения по мукам не удалось получить морфий законным путем, они ходили, покупали у наркоманов", — рассказал Заридзе.
Выращивать опийный мак запретили еще в Советском Союзе, в конце 80-х. Он культивировался, в основном, в районах Киргизской и Казахской республик. Причем о проблеме наркозависимости и контрабанды говорили еще в середине 50-х. В прессу эти данные в то время не попали, однако позже документы обнародовали. Запрет на выращивание мака сказался и на производителях. Сейчас ситуация может измениться, не исключает старший научный сотрудник кафедры аналитической судебно-медицинской токсикологии МГМУ им. И.М. Сеченова Юрий Кочнев.
"За то, что сейчас делает ФСКН, спасибо им огромное, что они задумались не только о том, что является их предметом контроля, а задумались о большинстве людей, которые страдают, которым это нужно. Поэтому если удастся организовать контроль и подконтрольно это выращивать, обрабатывать и производить в России, то мы с вами все очень сильно выиграем", — уверен Кочнев.
Однако процесс организации производства морфия в России может затянуться минимум на пять-десять лет. У онкобольных нет времени ждать, когда чиновники подпишут все документы. Чтобы изменить ситуацию, нужно ослабить контроль за такими препаратами, говорят медики, и дать возможность всем врачам выписывать рецепт. Однако есть и другая точка зрения: такие послабления могут обернуться злоупотреблениями, и морфий может попасть в руки наркоманов.
Источник: kommersant.ru