Выклевали перечень: борьба за рынок медоборудования
Отраслевым лоббистам удалось переиграть ФАС в борьбе за рынок сложного медицинского оборудования. Обнародован перечень товаров и услуг, которые с Нового года госзаказчики обязаны закупать только через электронные аукционы. С подачи ФАС, которая считает конкурсы потенциально более коррупционной процедурой, чем аукционы, в этом списке оказались практически все медизделия, что вызвало критику как со стороны их поставщиков, так и закупщиков. Однако высокотехнологичное медицинское оборудование отраслевым лоббистам удалось отстоять, его по‑прежнему можно будет закупать путем проведения конкурса. В этой борьбе активное участие принял лично вице‑мэр Москвы Леонид Печатников, курирующий в столице социальную сферу и медицину.
С 1 января 2014 года вступает в силу новый федеральный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В конце 2013 года правительство занялось разработкой необходимых для его работы подзаконных актов, в частности, распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 года №2019‑р утвердило Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.
Впервые подобный перечень был утвержден в 2008 году, однако для кодов 3311000, 3313050,3321000, 3322010, по которым проходит большинство изделий, в том же постановлении было сделано исключение, объясняет Алексей Ванин, генеральный директор специализирующейся на исследовании рынка медицинской техники ГК «Бюро».
В новой версии перечня исключения из общей группы ОКПД 33 «Изделия медицинские; приборы и инструменты для измерения, контроля, испытаний, навигации, управления; приборы оптические, фото-и кинооборудование; часы» носят точечный характер.
Перечень 2008 года охватывал всего 3,5% от общего объема госзакупок медизделий, которые в прошлом году обошлись государству в 215 млрд руб. Новый перечень обязывает пропустить через электронные аукционы около 56% от этого гигантского денежного потока.
Изначально разработанный специалистами Минэкономразвития перечень 2013 года вообще не содержал каких‑либо исключений для кода 33, на этом особенно настаивала ФАС, вспоминает Михаил Потапов, директор департамента по вопросам правового регулирования ассоциации международных производителей медизделий IMEDA. Такой жесткий подход, кстати, вызвал у многих участников рынка серьезные опасения, однако антимонопольщики и по сей день уверены, что были правы. Размещение госзаказа путем проведения конкурса позволяет недобросовестным заказчикам на стадии подготовки конкурсной документации манипулировать клинически незначимыми параметрами, определять их в качестве критериев оценки, а затем выставлять необъективные и непропорциональные баллы при оценке предложений участников, поясняет заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Надежда Шаравская.
Именно в таком манипулировании следствие обвинило, например, бывшего директора департамента здравоохранения Тульской области Евгения Юдина, который закупил у дружественных фирм компьютерный томограф по цене в три раза выше среднерыночной, за что, по версии следствия, получил взятку. В 2013 году Юдин был осужден на три года условно, и это только одно из десятков аналогичных дел, возбужденных по всей стране.
Позиция антимонопольной службы однозначна – аукцион позволяет допустить на торги поставщиков взаимозаменяемых медицинских изделий, что обеспечивает конкуренцию и дает в конечном итоге значительную экономию бюджетных средств.
У независимых экспертов есть встречные возражения. В случае проведения конкурса, предполагающего ограниченное участие поставщиков в связи с обязательными квалификационными требованиями к участию в закупке, проверка соответствия поставщика заявленным параметрам ложится на конкурсную комиссию, объясняет Игорь Петрушин, директор направления маркетинговых исследований и консалтинга компании Aston Consulting. Если же закупка идет через аукцион, этого не происходит. «Кто будет проверять обоснованность отказов? Кем будет проверяться соответствие участников квалификации? Если у кого‑то из «неограниченного круга лиц» есть информация о невозможности победителя конкурса выполнить обязательства по контракту, может ли он выступить с соответствующим заявлением? И кто будет оценивать обоснованность данного заявления и принимать решение, что с ним делать?» – задается вопросами эксперт.
По мнению исполнительного директора Ассоциации IMEDA Александры Третьяковой, при заключении контракта на основе аукциона возникают такие риски, как поставка продукции ненадлежащего качества, участие в самой закупке недобросовестных производителей из Юго‑Восточной Азии. Ведущий специалист дирекции комплексных медицинских программ департамента маркетинга ЗАО «Компания «Интермедсервис» Анна Козлова вспоминает случай, произошедший в Санкт‑Петербурге в 2012 году. Тогда было закуплено 38 рентгеновских установок на сумму почти в полмиллиарда рублей, которые не функционируют и по сей день, так как Росздравнадзор не дал разрешения на их эксплуатацию. «Известны случаи, когда участник аукциона подтверждал в заявке готовность поставить оборудование, полностью соответствующее всем требованиям, выигрывал аукцион, а затем пытался поставить оборудование, несколько отличное от требований заказчика. Как правило, такие контракты получали своего рода фирмы‑однодневки, для которых победа на аукционе важнее риска попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Опасения заказчиков в связи со вступлением в силу постановления от 31 октября могут быть связаны с возможным распространением таких ситуаций», – добавляет Ванин.
В итоге возражения экспертов и участников рынка были услышаны – несмотря на сопротивление ФАС, ответственное за составление перечня Минэкономразвития исключило из него высокотехнологичное медицинское оборудование. По мнению участников рынка, активное участие в лоббировании этого решения принял заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников, в чьей зоне ответственности находится и столичный Департамент здравоохранения – один из крупнейших в стране государственных покупателей медицинской техники.
Печатников эту информацию подтвердил. По его словам, совещания по формированию перечня проходили с участием первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова. «Я настаивал только на том, чтобы из аукционных торгов была выведена высокотехнологичная диагностическая медтехника. Все остальное может вполне продаваться на аукционах, при том условии, что электронные площадки будут работать честно и неангажированно», – уточняет заместитель мэра Москвы.
У него, кстати, очень большой опыт: в 2011–2012 годах Печатников, возглавлявший департамент здравоохранения Москвы, закупил медтехники для столичных клиник на десятки миллиардов рублей.
По его мнению, приобрести качественное высокотехнологичное оборудование на аукционе просто невозможно. «Наверное, проведение конкурсов несет в себе большую коррупционную составляющую, чем электронные аукционы, но, судя по моему опыту работы с электронными площадками, разница невелика. Если человек – жулик, он найдет способ, как получить свои деньги и при аукционе», – добавляет Печатников.
Что касается эффективности конкурсов, то их прозрачность можно повысить за счет увеличения открытости критериев отбора, включения в состав конкурсной комиссии специалистов, которые в будущем будут работать на закупаемом оборудовании, и плательщиков, к примеру, представителей ТФОМСа, считает Александра Третьякова.
Кроме того, в соответствии со ст. 102 нового федерального закона о контрактной системе к контролю за соблюдением требований закупок могут подключаться граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц, а с 1 января 2016 года, согласно ст. 20 того же закона, общественное обсуждение крупных закупок становится обязательным.
Источник: vademec.ru