Выклевали перечень: борьба за рынок медоборудования

22037

Отраслевым лоббистам удалось переиграть ФАС в борьбе за рынок сложного медицинского оборудования. Обнародован перечень товаров и услуг, которые с Нового года госзаказчики обязаны закупать только через электронные аукционы. С подачи ФАС, которая считает конкурсы потенциально более коррупционной проце­дурой, чем аукционы, в этом списке оказались практически все медизделия, что вызвало критику как со сторо­ны их поставщиков, так и закупщиков. Однако высокотехнологичное медицинское оборудование отраслевым лоббистам удалось отстоять, его по‑прежнему можно будет закупать путем проведения конкурса. В этой борьбе активное участие принял лично вице‑мэр Москвы Леонид Печатников, курирующий в столице социальную сферу и медицину.

С 1 января 2014 года вступает в силу новый федеральный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обе­спечения государственных и муниципальных нужд». В конце 2013 года правитель­ство занялось разработкой необходимых для его работы подзаконных актов, в частно­сти, распоряжением Прави­тельства РФ от 31 октября 2013 года №2019‑р утвердило Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.

Впервые подобный перечень был утвержден в 2008 году, однако для кодов 3311000, 3313050,3321000, 3322010, по которым проходит боль­шинство изделий, в том же постановлении было сделано исключение, объясняет Алексей Ванин, генеральный директор специализиру­ющейся на исследовании рынка медицинской техники ГК «Бюро».

В новой версии перечня исключения из общей группы ОКПД 33 «Изделия медицинские; приборы и инструменты для измере­ния, контроля, испытаний, навигации, управления; приборы оптические, фото-и кинооборудование; часы» носят точечный характер.

Перечень 2008 года охва­тывал всего 3,5% от общего объема госзакупок медизде­лий, которые в прошлом году обошлись государству в 215 млрд руб. Новый пе­речень обязывает пропустить через электронные аукционы около 56% от этого гигант­ского денежного потока.

Изначально разрабо­танный специалистами Минэкономразвития пере­чень 2013 года вообще не со­держал каких‑либо исклю­чений для кода 33, на этом особенно настаивала ФАС, вспоминает Михаил Потапов, директор департамента по вопросам правового регу­лирования ассоциации меж­дународных производителей медизделий IMEDA. Такой жесткий подход, кстати, вызвал у многих участников рынка серьезные опасения, однако антимонопольщики и по сей день уверены, что были правы. Размещение госзаказа путем проведе­ния конкурса позволяет недобросовестным заказчи­кам на стадии подготовки конкурсной документации манипулировать клинически незначимыми параметрами, определять их в качестве критериев оценки, а затем выставлять необъективные и непропорциональные бал­лы при оценке предложений участников, поясняет заме­ститель начальника управ­ления контроля социальной сферы и торговли ФАС Рос­сии Надежда Шаравская.

Именно в таком манипули­ровании следствие обвинило, например, бывшего дирек­тора департамента здраво­охранения Тульской области Евгения Юдина, который закупил у дружественных фирм компьютерный томо­граф по цене в три раза выше среднерыночной, за что, по версии следствия, получил взятку. В 2013 году Юдин был осужден на три года условно, и это только одно из десятков аналогичных дел, возбужден­ных по всей стране.

Позиция антимонопольной службы однозначна – аук­цион позволяет допустить на торги поставщиков взаи­мозаменяемых медицинских изделий, что обеспечивает конкуренцию и дает в конеч­ном итоге значительную эко­номию бюджетных средств.

У независимых экспертов есть встречные возражения. В случае проведения конкур­са, предполагающего ограни­ченное участие поставщиков в связи с обязательными квалификационными требо­ваниями к участию в закуп­ке, проверка соответствия поставщика заявленным параметрам ложится на кон­курсную комиссию, объясня­ет Игорь Петрушин, директор направления маркетинговых исследований и консалтинга компании Aston Consulting. Если же закупка идет через аукцион, этого не происхо­дит. «Кто будет проверять обоснованность отказов? Кем будет проверяться соответствие участников квалификации? Если у ко­го‑то из «неограниченного круга лиц» есть информация о невозможности победителя конкурса выполнить обяза­тельства по контракту, может ли он выступить с соответ­ствующим заявлением? И кто будет оценивать обоснован­ность данного заявления и принимать решение, что с ним делать?» – задается вопросами эксперт.

По мнению исполнитель­ного директора Ассоциации IMEDA Александры Третья­ковой, при заключении кон­тракта на основе аукциона возникают такие риски, как поставка продукции ненад­лежащего качества, участие в самой закупке недобро­совестных производителей из Юго‑Восточной Азии. Ведущий специалист дирек­ции комплексных медицин­ских программ департамента маркетинга ЗАО «Компания «Интермедсервис» Анна Козлова вспоминает случай, произошедший в Санкт‑Пе­тербурге в 2012 году. Тогда было закуплено 38 рентге­новских установок на сумму почти в полмиллиарда руб­лей, которые не функцио­нируют и по сей день, так как Росздравнадзор не дал разрешения на их эксплуа­тацию. «Известны случаи, когда участник аукциона подтверждал в заявке готов­ность поставить оборудо­вание, полностью соответ­ствующее всем требованиям, выигрывал аукцион, а затем пытался поставить оборудо­вание, несколько отличное от требований заказчика. Как правило, такие контракты получали своего рода фир­мы‑однодневки, для которых победа на аукционе важнее риска попасть в реестр недо­бросовестных поставщиков. Опасения заказчиков в связи со вступлением в силу поста­новления от 31 октября могут быть связаны с возможным распространением таких си­туаций», – добавляет Ванин.

В итоге возражения экспер­тов и участников рынка были услышаны – несмотря на со­противление ФАС, ответ­ственное за составление пе­речня Минэкономразвития исключило из него высоко­технологичное медицинское оборудование. По мнению участников рынка, активное участие в лоббировании этого решения принял заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников, в чьей зоне ответственности находится и столичный Департамент здравоохранения – один из крупнейших в стране го­сударственных покупателей медицинской техники.

Печатников эту информацию подтвердил. По его словам, совещания по формированию переч­ня проходили с участием первого заместителя пред­седателя правительства РФ Игоря Шувалова. «Я наста­ивал только на том, чтобы из аукционных торгов была выведена высокотехнологич­ная диагностическая медтех­ника. Все остальное может вполне продаваться на аук­ционах, при том условии, что электронные площадки будут работать честно и не­ангажированно», – уточняет заместитель мэра Москвы.

У него, кстати, очень боль­шой опыт: в 2011–2012 годах Печатников, возглавлявший департамент здравоохра­нения Москвы, закупил медтехники для столичных клиник на десятки миллиар­дов рублей.

По его мнению, приобрести качественное высокотех­нологичное оборудование на аукционе просто невоз­можно. «Наверное, проведе­ние конкурсов несет в себе большую коррупционную составляющую, чем элек­тронные аукционы, но, судя по моему опыту работы с электронными площад­ками, разница невелика. Если человек – жулик, он найдет способ, как получить свои деньги и при аукцио­не», – добавляет Печатников.

Что касается эффективно­сти конкурсов, то их про­зрачность можно повысить за счет увеличения откры­тости критериев отбора, включения в состав конкурс­ной комиссии специалистов, которые в будущем будут работать на закупаемом обо­рудовании, и плательщиков, к примеру, представителей ТФОМСа, считает Алексан­дра Третьякова.

Кроме того, в соответствии со ст. 102 нового федераль­ного закона о контрактной системе к контролю за со­блюдением требований закупок могут подключаться граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц, а с 1 янва­ря 2016 года, согласно ст. 20 того же закона, общественное обсуждение крупных закупок становится обязательным.

Источник: vademec.ru

Поделиться
22037
Личный кабинет