Тренды – 2014 в здравоохранении
3312
Директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович рассказывает о том, насколько драматично могут развиваться события в сфере оказания медицинских услуг населению.
Перед здравоохранением России стоят очень непростые задачи, которые отрасль пытается решать все последние годы. Это, прежде всего, последствия серьезного недофинансирования инфраструктуры, приведшее к технологическому отставанию нашей медицины и ветшанию основных фондов. Это крайне низкий престиж профессии врача, который вымывает из профессии лучшие кадры. И это крайне легкомысленное отношение нашего населения к своему здоровью. Здравоохранение до сих пор не стало приоритетом для власти, а сохранение здоровья не стало одной из главных ценностей у россиян.
Между тем современная биология и медицина — это сферы прорывного развития науки и технологий. Уже давно стали реальностью мечты фантастов о возможности замены органов и тканей. Во многих странах довольно успешно противостоят самым страшным болезням нашего времени — онкологии, диабету, СПИДу. Появившиеся биологические препараты позволяют осуществлять таргетную — точно сфокусированную — коррекцию того или иного нарушения в организме, не нанося вреда остальным органам. В мире появились новые генетические технологии, позволяющие еще до рождения ребенка исправлять врожденные дефекты или несколькими инъекциями излечивать ранее неизлечимые заболевания. Стремительно развивается телемедицина, кардинально меняющая всю систему организации медицинской помощи.
За последние несколько лет мир вошел в эпоху революции в сфере медицинской биологии. И конечно, эта революция требует существенного увеличения финансирования здравоохранения. Это серьезные деньги, однако в результате общество получает значительный выигрыш, ведь доллар, евро или юань, потраченный на профилактику и лечение населения, дает выигрыш в других сферах экономики, многократно — иногда в десятки раз — превосходящий вложение в здравоохранение. И этот «макроэкономический мультипликативный эффект» отрасли уже хорошо понимают во многих странах.
К сожалению, Россия пока далека от понимания важности здравоохранения для экономики. Да и на революцию в медицине мы пока наблюдаем с обочины. Мы приняли «Стратегию развития здравоохранения до 2020 года», в которой написано много красивых и правильных слов. Однако проблема в том, что наши планы не подкреплены финансами. Более того, в этом году принято решение о снижение темпов роста расходов на здравоохранение даже по сравнению с наиболее консервативным сценарием.
Поэтому важнейшей проблемой 2014 года станет решение вопроса об источниках финансирования здравоохранения. Мы будем активнее, чем до этого, искать, на чем можно сэкономить. Повсеместно в России будет происходить реструктуризация и укрупнение медицинской сети. Хотя надеюсь, что не везде это будет проходить так болезненно, как в Москве. Будут ужесточаться условия получения бесплатной помощи. Важнейшей проблемой 2014 года станет конкретизация и, возможно, сокращение Программы государственных гарантий. Впервые в регионах начнут в явном виде публиковать списки платных и бесплатных услуг. Это приведет к серьезным проблемам практически во всех субъектах РФ — власти придется честно сказать населению о том, что «все для всех бесплатно» не получается.
Нам придется пережить много громких историй об отказах в лечении из-за нехватки финансирования. Окрепшая Национальная медицинская Палата в союзе с пациентскими организациями станет серьезным «возмутителем спокойствия», усиливая накал страстей в обществе.
Врачебное сообщество заявит о себе неоднократными выступлениями с требованием изменить систему оплаты труда и нормативы нагрузки врачей. Думаю, что в отдельных регионах эти выступления перерастут в забастовочное движение.
Очевидно, что в следующем году будет много выступлений светил медицинской науки, политиков и экспертов всех уровней против включения федеральных высокотехнологичных центров в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Здесь тоже будет много эмоций и много споров.
Все эти события уже к середине года заставят власть и общество более серьезно взглянуть на проблемы здравоохранения. Именно в следующем году нам придется определиться с тем, каким путем будет развиваться наша медицина. И процесс принятия решения не будет простым.
Поэтому думаю, что нас в следующем году ждут тяжелые роды новой модели здравоохранения. Но надеюсь, что мы получим жизнеспособное дитя.