Скоро лечиться будет не у кого

2697
Правительство распорядилось срочно принять меры по обеспечению здравоохранения кадрами. Проект постановления правительства обсуждался в конце прошлой недели на Экспертном совете.
Количество врачей стремительно сокращается. Сколько их в стране не хватает, зависит от того, как считать. Год назад Татьяна Голикова, тогдашний министр здравоохранения и социального развития, приводила цифру 152 тыс. Нынешний министр здравоохранения Вероника Скворцова сказала, что, по подсчетам Минздрава, дефицит составляет примерно 40 тыс. Как ни считать, дефицит медиков достиг критической отметки.
Вот сообщения только за последний месяц.

Омск. В городской клинической больнице № 11 за четыре месяца уволились около 90 сотрудников. В стационаре остались совсем без врачей отделение пульмонологии и терапевтическое отделение, в поликлинике из 17 участковых терапевтов осталось пятеро, нет многих узких специалистов.

Архангельская область. Медицинским учреждениям области не хватает 2 тыс. медиков – тысячи врачей и тысячи медсестер. Видимо, одной из причин этого послужило принятое летом 2012 года решение властей области снизить компенсационные выплаты медикам на аренду жилья с 10 тыс. до 3 тыс. рублей в месяц.
Свердловская область. Не хватает 3 тыс. врачей. Больше всего дефицит в городских и районных больницах. Но не хватает специалистов и в межмуниципальных центрах, и в так называемых областных консультативных больницах.

Тульская область. Не хватает 1,5 тыс. медиков.
В региональных больницах и поликлиниках насчитывается меньше 40% медработников. Кроме того, более 44% врачей достигли пенсионного возраста. Вакантны ставки 558 терапевтов, 284 педиатров, 245 анестезиологов, 220 врачей «скорой помощи» и 237 клинических лаборантов. Острая нехватка хирургов, акушеров-гинекологов, фтизиатров, врачей УЗИ и рентгенологов.
Ленинградская область. Только 64% медицинских учреждений обеспечены кадрами. Выпускники медицинских вузов предпочитают работать в Петербурге. Там, впрочем, тоже не сахар: в поликлиниках один врач ведет 3–4 участка, средний возраст участкового терапевта – 55 лет.

Положение сельской медицины отчаянное. Амбулатории и стационары ликвидируются, несмотря на протесты местного населения. Характерная картина: жители Итомлинской участковой больницы Ржевского района Тверской области пытаются всеми доступными средствами не допустить закрытия единственной в районе больницы, которая обслуживает около 3 тыс. человек из нескольких десятков ближайших деревень.
Врачи соседних с Москвой регионов (и не только соседних) перебираются в столицу, где заработки больше, чем местные 8 тыс., и где тоже дефицит медиков.
Выступавшие на заседании рабочей группы «Здравоохранение» Экспертного совета при правительстве РФ предлагали различные меры.

Леонид Рошаль призывал посмотреть правде в глаза: ситуация с медицинскими кадрами катастрофическая. Быстро решить проблему не удастся, но хотя бы наметить движение. Необходимо в два раза увеличить бюджет здравоохранения, реально повысить заработную плату медиков, хотя, конечно, только этого мало. Но хотя бы для начала. Рошаль выступает против сокращения федеральных лечебных организаций и передачи их в систему обязательного медицинского страхования. Придется, считает он, пойти на непопулярные меры: выпускники медицинских вузов, получившие образование на бюджетные средства, должны отработать определенный срок там, где необходимо.

Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики, тоже полагает, что надо переходить к системе общественного договора: студент, получивший образование за счет бюджетных источников, должен отплатить обществу, проработав некоторое время по полученной специальности.

Вернуться к существовавшей в СССР системе распределения выпускников не так-то просто. Заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Дорофеев в беседе с обозревателем «НГ» напомнил, что нехватка медработников – это результат кома проблем, который нарастал десятилетиями. В 90-е годы молодые врачи стали массово уходить из профессии в те сферы, где можно иметь больший доход при меньшей ответственности. И сейчас при высоком конкурсе в мединституты едва ли не половина выпускников не хочет идти в практическое здравоохранение. Не может быть волшебного рецепта исправления ситуации.

Нужен комплекс мер. Разумных мер. Не может быть единого решения для всех территорий. Нельзя закрывать маленькие больницы, если нет дороги до хорошо оснащенного медицинского центра. Как временная норма какая-то форма распределения способна облегчить ситуацию. Например, можно заключать договор с выпускником медвуза: он бесплатно пройдет интернатуру, ординатуру или аспирантуру и потом отработает сколько-то лет там, где необходимо. Разумеется, молодому специалисту нужно обеспечить привлекательные условия: квартиру, действительно хорошую зарплату, работу для жены, о чем забывают.
Собственно, ничего нового. Болезнь нашего здравоохранения старая. 20 лет сомнительных реформ. Результат – кто может, лечится за границей. Врачи стремятся туда же.

Источник: ng.ru
Поделиться
2697
Личный кабинет