Конечный продукт – здоровье и жизнь пациентов

2562
Ничего не выходит с улучшением системы здравоохранения в России. Уже и проекты всяческие проворачивали (чего только один нацпроект «Здоровье» стоит, причем в самом прямом смысле), и на томографы денег не жалели, и переводили здравоохранение с одноканального на многоканальное и обратно, и врачам молодым миллионы обещали… Все равно – лечат больных плохо и врачей не хватает.

Теперь вот заявляют, что единственный путь к качественной медицине – медицинское страхование. Заявляют сами страховщики. Именно так назывался круглый стол, посвященный медицинскому страхованию в России. Путь, прямо скажем, не новый – двадцать лет им идем. И пришли к тому, что известных людей отправляют лечиться за границу, а неизвестные – те, у кого есть средства, отправляются туда сами.
Спорить что лучше – государственное здравоохранение или страховое – бессмысленно. Лучше – когда действительно лечат. В Англии и Швеции государственное здравоохранение, которым они гордятся, в Германии и Швейцарии – медицинское страхование. Не идеально, но большинство тамошнего населения довольно. В Россию с целью подлечиться они не ездят, за редчайшими исключениями.

То, что у нас, ни страховым в полном смысле слова, ни государственным не назовешь. Двадцать лет назад появились страховые компании, вполне преуспевшие в своем бизнесе, появился рынок медицинского страхования, появился рынок медицинских услуг (именно услуг, а не помощи, потому что на рынке не может быть помощи, только услуги). Прямо по Марксу, если кто помнит: товар–деньги–товар. Товар, видимо, – больной; деньги, понятно, – это деньги за лечение; конечный товар – вылеченный пациент. Впрочем, не настаиваю на таком раскладе, тем более, Маркс подзабылся, да и вышел из моды.
Как бы то ни было, рынок налицо: и игроки на нем, и лидеры, и прибыли, и убытки. Рынок, однако, все-таки специфический: конечный продукт – здоровье и жизнь пациентов. Только вот место пациента на этом торговом празднике где-то в уголке. Да и место лекаря тоже сбоку.

Сами купцы, которые в центре, то есть лидеры медицинского страхования, не удовлетворены нынешним состоянием своего рынка. Нет, жалуются, никакого заметного роста. Прежде всего это касается добровольного медицинского страхования (ДМС), которое составляет меньше 15% и почти не растет. Полисы ДМС приобретают предприятия, большей частью крупные, для своих сотрудников. Основную часть взносов по ДМС (около 95% за 2011 год) составляют взносы за корпоративные страховки. Если корпоративные страховки очень дорогие, то стоимость полиса для частного клиента еще дороже, притом намного.
Так что деятели ДМС уперлись в стену: те, кто хотел и мог купить для своих сотрудников полис ДМС, уже сделали это, новых клиентов не предвидится. О снижении цен никто и не заикается – это же российский рынок, где цены могут только расти, будь то цены на бензин, недвижимость или здоровье. Особенности национального бизнеса.

А что с обязательным медицинским страхованием (ОМС)? А оно в связи с новым положением о платных услугах в государственных медицинских учреждениях как-то смылилось, от него остается все меньше. Выступившая на круглом столе председатель Федерального фонда ОМС Наталья Стадченко, как и многие другие, говорила о необходимости разграничить ОМС и ДМС, приведя в пример стоматологию, где такое разграничение успешно произведено: экстренные услуги оказываются по ОМС, а за эстетические надо доплачивать. То есть зуб у вас выдерут бесплатно, а вставлять новый (или даже пломбу) – раскошеливайтесь.
С зубами проще: нет денег – ходи без зубов. В конце концов, можно жить и без зубов (многие так и живут). С другими болезнями подобное разграничение пугает: кто его знает, что посчитают дополнительными услугами – безопасное обезболивание во время операции или лечение эффективными лекарствами. Да и программы ДМС, рассчитанные на корпоративное потребление, не покрывают долгосрочного лечения тяжелых заболеваний, например онкологических. Работодатель, приобретающий полисы для своих сотрудников, не хочет идти на такие расходы.

Дмитрий Кузнецов, президент Межрегионального союза медицинских страховщиков, считает, что система медицинского страхования будет работать эффективно, если будет конкуренция между лечебными учреждениями. В связи с этим возникает закономерное предположение, что чрезвычайно полезна была бы конкуренция между страховыми организациями. Нам ведь выдавали полисы ОМС, не спрашивая, какую компанию хотим. А и спросили бы – неизвестно, чем одна от другой отличается. На Западе между тем выбирают, сопоставляя, какие виды медицинской помощи компания оплачивает. И большинство из них, кстати, оплачивают онкологию.
По данным рейтинга агентства Bloomberg, составленного на основании информации Всемирной организации здравоохранения, ООН и Всемирного банка, Россия занимает 97-е место по состоянию здоровья населения. Несмотря на все модернизации и оптимизации, в том числе реформы ОМС.

Источник:ng.ru
Поделиться
2562
Личный кабинет