Бесплатная медицина: пациент скорее мертв, чем жив
2865
Медицинские стандарты ввели, а профинансировать забыли. С начала 2013 года Минздрав начал внедрять систему стандартов оказания медицинской помощи. Что же она из себя представляет? Стандарт определяет совокупность различных медицинских услуг и лекарств, которые должны применяться в той или иной ситуации. Эксперты министерства разработали и пересмотрели ряд медицинских стандартов, общее число которых достигло 1,9 тысячи. Именно им будут обязаны неукоснительно следовать врачи при оказании бесплатных медицинских услуг.
Как заявила глава Минздрава Вероника Скворцова, полностью покрыть стоимость обеспечения выполнения стандартов планируется к 2015 году. При этом, по словам министра, в 2012 году на их финансирование российское здравоохранение располагало лишь 680 миллиардами рублей из необходимых 1,5 трлн. Путем нехитрой арифметики получается, что государство обязано за два года изыскать еще более 800 млрд руб.
Пока неясно, откуда возьмутся эти средства, особенно в свете жесткой позиции Минфина, который ратует за бюджетный сценарий финансирования здравоохранения, предполагающий постепенное снижение расходов на медицину. По замыслу финансового ведомства, в 2015 году они должны составить 2,48 трлн руб. (3% ВВП), а к 2020 году – 3,4 трлн (2,5% ВВП). Для сравнения, в бюджете 2013 года на здравоохранения заложено 2,32 трлн руб. (3,4% ВВП страны). Правда, существует еще и модернизационный сценарий, предложенный Минздравом. Он предполагает к 2020 году тратить на медицину 4,7% ВВП, но вряд-ли он будет принят из-за своей затратности. В любом случае, цифры порядка 3-4% это нонсенс для любой развитой страны. Норвегия, например, тратит на медицину 10,3% ВВП, а Босния 9,5%. Как говорится, почувствуйте разницу.
Сама Скворцова основные надежды связывает с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. По ее словам, за счет увеличившихся страховых взносов в фонде появился резерв. Например, именно из него финансируется реформа по материально-технической модернизации медучреждений.
При этом, по данным Центра развития, доля непосредственно федеральных расходов на здравоохранения в проекте бюджета на 2013–2015 годы снижена вдвое: с 0,91% ВВП в 2012 году до 0,46–0,44% ВВП в 2015 году. Это ставит под сомнение возможности государства изыскать дополнительные резервы для финансирования взятых на себя обязательств.
Скворцова призналась, что нередки случаи, когда больницы взимают с граждан деньги за формально бесплатные услуги и списывает это на «крайнюю недофинансированность отрасли». Впрочем, вместе с этим глава Минздрава уверяет, что к 2015 году все проблемы будут решены.
Да и с самими стандартами дело обстоит не так-то просто. Они будут строго обязательны только при оказании медицинской помощи в рамках государственных гарантий. Как заявила директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович, выполнение стандартов в отношении одного человека невозможно, потому что это величина статистическая. В тоже время стандарт становится именно той гранью, которая отделяет платную медицину от бесплатной. «Мало того, что пациент должен понимать, что такое стандарт, он ещё должен требовать выполнения этого стандарта. А врач каким-то образом должен этот стандарт оказать. Но у врача нет денег на него. И опять подобные недоговоренности, полунамёки приводят к тому, что из-за отсутствия четкости в федеральном законодательстве начинаются уже выдумки на уровне регионов»,- подвела итог Попович.
Таким образом, врачам придется либо экономить на зарплате, но соблюдать стандарты, либо лечить не «по стандарту», а по средствам, и отвечать за это перед прокуратурой.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что государству придется отложить сроки окончательного внедрения медицинских стандартов. По мнению консультанта «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Ирины Воробьевой, учитывая перенос полного внедрения новой системы с 2013 до 2015 года, это уже и происходит.
Как считает эксперт компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский, государству придется вдвое сократить сам объем помощи в рамках новых стандартов. Либо в эти же два раза повысить плату за медицинские услуги. Причем это повышение возможно как через прямой пересмотр цен на услуги, так и через увеличение налогов.
В любом случае перед государством стоит непростая задача. Либо к 2015 году довести финансирование здравоохранения до обозначенных им же самим цифр, либо признать провал попытки создания в России системы качественной бесплатной медицинской помощи.
Источник: km.ru