Концепцию информатизации здравоохранения пора редактировать
3053
За последние полгода информатизация здравоохранения сдвинулась с мертвой точки: лечебные учреждения активно оснащались компьютерной техникой, региональные электронные регистратуры интегрировались с федеральной, и Минздрав РФ точно по плану объявил, что сервис «Запись на прием к врачу в электронном виде» с 1 декабря работает во всех поликлиниках страны.
Записаться к врачу теперь можно на едином портале госуслуг, остаются в силе и другие способы записи: через региональные порталы госуслуг, контакт-центры, а также инфоматы и регистратуры в поликлиниках. Минздрав предупредил пользователей системы, что в начальный период эксплуатации возможны сбои в работе сервиса, связанные с доступом к расписаниям врачей в медучреждениях. Для обращений граждан по поводу работы электронной регистратуры открыта «горячая линия».
«Необходимо время для того, чтобы медицинские организации и сами врачи наладили работу в системе электронной записи на прием», — пояснил Роман Ивакин, директор департамента информационных технологий и связи Минздрава России. «Важнейшим показателем работоспособности системы станет сокращение очередей на прием к врачу в поликлиниках», — отметил он. Несмотря на то что шесть базовых федеральных сервисов официально сданы заказчику — Минздраву еще в июне, раньше чем через год ошибки в программном обеспечении устранены не будут, полагает Олег Симаков, ИТ-директор МИАЦ РАМН. По его словам, тестирование подобных систем занимает 12-18 месяцев. В ожидании контента Электронная регистратура, разработанная «Ростелекомом», — второй сервис единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), запущенный в продуктивную эксплуатацию. Напомним, первым в 2011 году заработал единый реестр нормативно-справочной информации системы здравоохранения, разработанный компанией «Прогноз». Однако в отсутствие актуальных справочников и классификаторов реестр НСИ остается практически невостребованым пользователями. «2013 год будет годом наполнения НСИ», — считает Симаков. Предполагается, что с завершением этапа построения базовой инфраструктуры ЕГИСЗ в будущем году проект перейдет в фазу наполнения созданных информационных систем. «Надо заняться главным — первичной медицинской информацией о пациенте», — указал Симаков.
А для этого понадобятся работоспособные электронные медицинские карты. О роли контента в своих планах на ближайшее будущее упоминали и представители регионов, выступавшие на конференции «ИКТ в здравоохранении: новые цели в новых условиях», которую провели в Cnews Conferences. В Пензенской области в следующем году намерены сосредоточиться на заполнении информацией системы электронных медкарт. В Ярославской области и в МИАЦ Екатеринбурга планы по наполнению информационных систем ценным для врачей содержанием связаны с развитием телемедицины, созданием архива медицинских изображений и автоматизацией лабораторных служб.
Проекту ЕГИСЗ предстоит долгое развитие и решение сложных интеграционных задач.
«Нам нужно обеспечить долговечность того, что мы сегодня создаем; важно, чтобы существующее сегодня не рушилось, а преумножалось», — подчеркнул Эдуард Лысенко, директор департамента информатизации и связи Ярославской области. По его словам, выбрав открытую программную платформу, за полгода удалось организовать процесс создания регионального сегмента ЕГИСЗ таким образом, чтобы разработчики отдельных сервисов действовали как команда, а не как конкуренты. В перспективе в области нацелены на выстраивание замкнутого цикла обслуживания пациентов, включающего запись к врачу, прием и лабораторные исследования. Между тем состояние нормативной базы грозит стать серьезным препятствием для дальнейшего развития ЕГИСЗ и осложнить жизнь тем, кто реализует этот проект. Нелегитимная ЕГИСЗ
Как сообщил Георгий Лебедев, замдиректора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения, официально утвержденных нормативных документов, устанавливающих порядок применения создаваемых отраслевых информационных систем, все еще нет, основные документы, включая методические рекомендации для регионов по внедрению федеральных сервисов, имеют лишь статус проекта. До сих пор отсутствуют положения о реестре НСИ, об интегрированной электронной медкарте, о регистрах медоборудования и медперсонала, о паспорте медицинского учреждения, а также требования к медицинским информационым системам. «Ни один сервис не работает легитимно», — заявил Лебедев.
По мнению Лебедева, назрела необходимость пересмотреть некоторые положения концепции создания ЕГИСЗ, которые сегодня уже не актуальны. В частности, почти все регионы внедрили собственные электронные регистратуры, хотя запись на прием к врачу относится к федеральным сервисам. Если запись к врачу не будет официально признана региональным сервисом (либо федеральным, состыкованным с региональным), то уже в следующем году, с началом проверок контрольно-надзорными органами конкурсов за 2011-2012 годы на предмет целевого использования бюджетных средств, заказчиков подобных информационных систем ждут проблемы.
Записаться к врачу теперь можно на едином портале госуслуг, остаются в силе и другие способы записи: через региональные порталы госуслуг, контакт-центры, а также инфоматы и регистратуры в поликлиниках. Минздрав предупредил пользователей системы, что в начальный период эксплуатации возможны сбои в работе сервиса, связанные с доступом к расписаниям врачей в медучреждениях. Для обращений граждан по поводу работы электронной регистратуры открыта «горячая линия».
«Необходимо время для того, чтобы медицинские организации и сами врачи наладили работу в системе электронной записи на прием», — пояснил Роман Ивакин, директор департамента информационных технологий и связи Минздрава России. «Важнейшим показателем работоспособности системы станет сокращение очередей на прием к врачу в поликлиниках», — отметил он. Несмотря на то что шесть базовых федеральных сервисов официально сданы заказчику — Минздраву еще в июне, раньше чем через год ошибки в программном обеспечении устранены не будут, полагает Олег Симаков, ИТ-директор МИАЦ РАМН. По его словам, тестирование подобных систем занимает 12-18 месяцев. В ожидании контента Электронная регистратура, разработанная «Ростелекомом», — второй сервис единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), запущенный в продуктивную эксплуатацию. Напомним, первым в 2011 году заработал единый реестр нормативно-справочной информации системы здравоохранения, разработанный компанией «Прогноз». Однако в отсутствие актуальных справочников и классификаторов реестр НСИ остается практически невостребованым пользователями. «2013 год будет годом наполнения НСИ», — считает Симаков. Предполагается, что с завершением этапа построения базовой инфраструктуры ЕГИСЗ в будущем году проект перейдет в фазу наполнения созданных информационных систем. «Надо заняться главным — первичной медицинской информацией о пациенте», — указал Симаков.
А для этого понадобятся работоспособные электронные медицинские карты. О роли контента в своих планах на ближайшее будущее упоминали и представители регионов, выступавшие на конференции «ИКТ в здравоохранении: новые цели в новых условиях», которую провели в Cnews Conferences. В Пензенской области в следующем году намерены сосредоточиться на заполнении информацией системы электронных медкарт. В Ярославской области и в МИАЦ Екатеринбурга планы по наполнению информационных систем ценным для врачей содержанием связаны с развитием телемедицины, созданием архива медицинских изображений и автоматизацией лабораторных служб.
Проекту ЕГИСЗ предстоит долгое развитие и решение сложных интеграционных задач.
«Нам нужно обеспечить долговечность того, что мы сегодня создаем; важно, чтобы существующее сегодня не рушилось, а преумножалось», — подчеркнул Эдуард Лысенко, директор департамента информатизации и связи Ярославской области. По его словам, выбрав открытую программную платформу, за полгода удалось организовать процесс создания регионального сегмента ЕГИСЗ таким образом, чтобы разработчики отдельных сервисов действовали как команда, а не как конкуренты. В перспективе в области нацелены на выстраивание замкнутого цикла обслуживания пациентов, включающего запись к врачу, прием и лабораторные исследования. Между тем состояние нормативной базы грозит стать серьезным препятствием для дальнейшего развития ЕГИСЗ и осложнить жизнь тем, кто реализует этот проект. Нелегитимная ЕГИСЗ
Как сообщил Георгий Лебедев, замдиректора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения, официально утвержденных нормативных документов, устанавливающих порядок применения создаваемых отраслевых информационных систем, все еще нет, основные документы, включая методические рекомендации для регионов по внедрению федеральных сервисов, имеют лишь статус проекта. До сих пор отсутствуют положения о реестре НСИ, об интегрированной электронной медкарте, о регистрах медоборудования и медперсонала, о паспорте медицинского учреждения, а также требования к медицинским информационым системам. «Ни один сервис не работает легитимно», — заявил Лебедев.
По мнению Лебедева, назрела необходимость пересмотреть некоторые положения концепции создания ЕГИСЗ, которые сегодня уже не актуальны. В частности, почти все регионы внедрили собственные электронные регистратуры, хотя запись на прием к врачу относится к федеральным сервисам. Если запись к врачу не будет официально признана региональным сервисом (либо федеральным, состыкованным с региональным), то уже в следующем году, с началом проверок контрольно-надзорными органами конкурсов за 2011-2012 годы на предмет целевого использования бюджетных средств, заказчиков подобных информационных систем ждут проблемы.