«Красивая смерть»: готовы ли россияне к легализации эвтаназии?
Проблема добровольного ухода из жизни достаточно давно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе. В настоящее время принято несколько классификаций эвтаназии по методу выполнения на эвтаназию пассивную и активную.
Пассивная эвтаназия (прекращение поддерживающего жизнь лечения) получила широкое распространение в мире и, как правило, не вызывает бурных дебатов. В то же время узаконенная в ряде европейских стран активная эвтаназия (помощь в уходе из жизни) и возможность ее легального осуществления продолжают активно обсуждаться в обществе. При этом врачебные ассоциации, а также многочисленные религиозные концессии, видные политические и общественные деятели постоянно выступают с заявлениями о неприятии и антигуманности эвтаназии в современном мире.
Отдельного нормативного акта, регулирующего вопрос эвтаназии в России, не существует. Отношения врача и пациента в нашем государстве регулирует ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» 323-ФЗ. Статья 45 этого документа прямо называется «Запрет эвтаназии», а в статью 71 — клятву врача — включено прямо обязательство «…никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии…». Статьи же УК РФ (105 и 124) предусматривают уголовную ответственность как за умышленное причинение смерти другому человеку, так и за неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом. К таковым лицам относят и медицинских работников.
Недавний опрос, проведенный в Нижегородской области, среди 400 пациентов в возрасте от 20 до 69 лет с серьезными проблемами со здоровьем, а также 120 врачей показал, что отношение разных групп пациентов и врачей к вопросу эвтаназии остается крайне неоднозначным. При этом ни в общественной среде, ни среди медицинских работников нет четкой убежденности в неприятии легализации эвтаназии в России.
Однако есть достаточно веских причин, исключающих всякие сомнения на эту тему. Как правило, проблемы между врачом и пациентом начинаются с взаимного недоверия. Клятва Гиппократа, о которой хорошо информирована общественность, декларирующая, что врач никогда заведомо не причинит вред больному, — это защитная грамота, как для больного, так и для врача. Легализация права на эвтаназию нарушит симметрию безопасности и послужит эскалации недоверия между доктором и пациентом.
Отсутствие в России действенной системы обеспечения «достойной жизни» для большей части инвалидов и безнадежно больных препятствует их интеграции в общественную жизнь, в результате чего значительная группа населения оказывается отторгнутой обществом. Признание на государственном уровне законности эвтаназии в России будет означать самоустранение государства от решения трудностей, связанных с реализацией законных прав граждан на «достойную жизнь». «Красивая смерть» будет выглядеть как безальтернативный, но законный выход из тяжелой жизненной ситуации, в которой оказались наши сограждане.
И, конечно же, отдельного анализа, на котором мы не останавливаемся ввиду ее очевидности для современного общества, достойна проблема криминализации процедуры эвтаназии в случае ее легализации в нашем государстве.
Таким образом, проведенное исследование позволяет нам сделать вывод об отсутствии в настоящее время в России какой-либо базы — юридической, общественной и врачебной — для легализации эвтаназии, как нового возможного права пациента или гражданина.
Источник: ria-ami.ru