Утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг
Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, при заключении которого потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.
Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.
Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством РФ.
Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Роспотребнадзор в рамках установленных полномочий.
текст постановления Правительства РФ №1006 от 04.10.2012 г.
Медпомощь в постановлении названа услугой, а пациент — потребителем, получающим эту услугу «в соответствии с договором». Принятая терминология вполне отражает и суть самого документа.
Как отмечается там, порядок определения цен на медуслуги бюджетных и казенных медучреждений определяют их учредители. Потребитель должен быть в курсе всей интересующей его информации, и в медучреждении его должны ознакомить со всеми условиями договора, который он будет заключать. Можно даже будет потребовать составить смету.
Впрочем, при заключении договора гражданину должны предоставить информацию о том, какие виды и объемы медпомощи он имеет возможность получить бесплатно. А отказ пациента от платных услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых ему бесплатно в рамках ОМС, отмечается в документе. Кроме того, медучреждение не вправе оказывать на возмездной основе «не предусмотренные договором дополнительные медицинские услуги».
Как следует из правил, платным является все, что не входит в программы ОМС, например, установление индивидуального поста медицинского наблюдения при стационарном лечении или анонимное оказание медуслуг. Заплатить придется и за применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медпомощи, а также за применение лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших. Правда, оговаривается в документе, если такие препараты требуются по жизненным показаниям или у больного имеется непереносимость других препаратов, лекарства должны предоставляться бесплатно.
Заплатить придется и в случае, если человек решит самостоятельно (без направления) обратиться за получением медуслуг. Бесплатно в таких случаях будет оказываться только первичная медико-санитарная и скорая медпомощь.
Впрочем, в совсем уже крайних случаях умереть некредитоспособному потребителю дать не должны. «Если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Федеральным законом “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, — говорится в правилах. Правда, потом медикам придется еще доказать, что оказывая свои услуги бесплатно, они спасали человеку жизнь.
По мнению главы Лиги защиты пациентов Александра Саверского, подобная государственная политика приведет к неудержимой коммерциализации системы здравоохранения (для учреждений которой оказание платных услуг официально станет одной из основных статей дохода) и лишению граждан их конституционного права на бесплатную медпомощь. “Медикам не только дают право лечить людей за деньги, но и вынуждают это делать, создавая им проблемы с финансированием”, — считает эксперт.
Согласно действующему закону, финансирование бюджетных медучреждений складывается из госзаказа на строго определенное количество работ, услуг и доходов от платных услуг населению в рамках уставной деятельности, отмечает президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, член Национальной медицинской палаты Алексей Старченко. При этом закон не содержит конкретных ограничительных требований по поводу госзаказа, и руководители медучреждений будут стремиться его минимизировать.
Впрочем, по мнению руководителя Института проблем управления здравоохранением Гузель Улумбековой, бессмысленно говорить о доступности бесплатной медпомощи, пока государство не гарантирует финансирование отрасли в размере 6—7% от ВВП. А проводящиеся реформы ведут лишь к “ускоренной деградации российского здравоохранения”. “Мы не только не сможем обеспечить доступность бесплатной медпомощи, на которую даже не установлены минимальные расходы, мы не сможем увеличить доступность льготных лекарств. Малодоступной окажется и высокотехнологичная помощь, объемы которой в России в 7—10 раз ниже, чем даже в бывших странах соцлагеря”, — говорит эксперт.
Что до утвержденных правил предоставления платных услуг, то этот документ плюс ко всему “вводит в стране кастовое здравоохранение”, утверждает Старченко.
“Отныне платные услуги оказываются при самостоятельном обращении граждан вне рамок ст. 21 Закона РФ № 323, т. е. без направления лечащего врача. Это означает, что мы, налогоплательщики, без направления участкового терапевта или педиатра никогда не получим бесплатной медицинской помощи за пределами своей поликлиники, — утверждает он. — С трудом, после скандалов, может быть, и удастся выбить направление в ЦРБ или областную больницу. Но никогда нам не получить у лечащего врача направления в ведомственную медицину — управлений делами всякого уровня президентов, премьеров, мэров и т. д., в сеть РАМН или Минздрава России. Участковый врач не может выдать направление в ведомственные клиники в силу своей подчиненности”.
Таким образом, отмечает эксперт, декларируя открытое здравоохранение, при котором гражданин может обратиться в любое государственное учреждение по полису ОМС, власти, в сущности, создали кастовое здравоохранение. “ Циничный блеск такого решения заключается в том, что эта ведомственная сеть получит двойное финансирование — из бюджетов всех уровней и налом через кассу из кармана налогоплательщика, решившего получить в этой сети медицинскую помощь”.
Впрочем, по мнению представителей официальной медицины, необходимость получения направления к врачу-специалисту вовсе не означает превращения специализированной помощи в платную. Так, по словам заммэра Москвы по вопросам социального развития Леонида Печатникова, доступность медпомощи не сводится к “шаговой доступности”. “Необходимо обеспечить этапность, — объяснял ранее журналистам Печатников. — У нас есть жалобы: „ Не могу записаться к кардиологу“. Но не может сам пациент понять, нужен ли ему действительно кардиолог. Возможно, у него межреберная невралгия. Система будет построена так: установив, что это именно невралгия, в отделении общей практики человеку сначала снимут боль, затем назначат МРТ и уже с результатами обследования сами запишут к неврологу. Так работает вся европейская и американская модель здравоохранения. И здесь не надо изобретать велосипед”.
Источник: medpotal.ru gazeta.ru