Аптеки пошли на крайние меры
За прошедший год в России закрылось больше аптек, чем когда-либо в прошлые годы. Если в больших городах на месте закрытых тут же появляются новые, с более дешевым ассортиментом, то в небольших населенных пунктах точки продажи медикаментов исчезают бесследно. В следующем году аптеки среднего уровня будут закрываться еще активнее - останутся только дешевые киоски и сегмент люкс-обслуживания. По данным Росздравнадзора, в 28 регионах России сегодня уже ощущается явная нехватка аптечных организаций. По словам заместителя руководителя федеральной службы Людмилы Тельновой, в 2011 году лицензий на аптечную торговлю получило в 40 раз меньше предприятий, чем в 2010-м.
«Необходимо отметить, что у нас в стране отсутствует механизм отзыва лицензий на фармацевтическую деятельность, поэтому официальные данные не отражают реальное количество действующих аптек. Лицензии на розничную фармацевтическую деятельность выдаются на пять лет, и в случае приостановления деятельности объект продолжает отражаться в статистике», - уточнила в беседе с корреспондентом «МН» исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева. По ее словам, причиной повального закрытия аптек стало увеличение страховых отчислений бизнеса и введение государственного регулирования цен на основные лекарства - после этого существенно изменилась доходность торговли медикаментами.
Официальные данные Росстата по первому полугодию 2011-го демонстрируют многократное падение рентабельности аптек до отрицательных значений, в среднем по стране - с 0,1 до -2,4%. Причем, как подтверждают в РААС, в Центральном федеральном округе рентабельность аптечной торговли снизилась с 0,7 до -1,5%. Отрицательную рентабельность в среднем показывают аптеки Брянской (-5,5%), Владимирской (-4,2%), Ивановской области (-2,8%).
«К нам в организацию в последнее время несколько раз звонили люди из разных городов, где закрылись почти все аптеки, спрашивали, с чем это связано», - рассказала «МН» исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина. По ее словам, значительная часть аптек в этом году вынужденно поменяла владельцев и маркетинговую ориентацию.
По данным маркетингового агентства DSM Group, в 2011 году закрывали аптеки и крупнейшие российские сети, которые долгие годы поддерживали существование нерентабельных точек, чтобы только «застолбить» место. Такие аптеки находятся либо в местах, где платежеспособный спрос очень ограничен, - в небольших удаленных городах, либо в местах повышенной конкуренции, например в мегаполисах около станций метро, где на одном пятачке сосредоточено несколько точек продажи лекарств. «Известно, что оборот сети от количества точек не зависит, поэтому в нынешних условиях сети отказываются от невыгодных точек», - сказал «МН» генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
По мнению эксперта, позиционирование точек продажи медикаментов и сопутствующих товаров как «аптек для среднего класса» за этот год доказало свою полную несостоятельность. В первую очередь речь идет о двух крупнейших российских сетях - «36,6» и «Ригла», которые предпринимали активные маркетинговые шаги, чтобы покинуть этот сегмент и привлечь покупателя попроще. Шуляк утверждает, что эти сети не случайно отказались от упоминаний в своей рекламе «качества» и «традиций», так как не хотят казаться дорогими.
В том, что проекты, рассчитанные на средний класс, не оправдались, Шуляк видит не только экономическую подноготную, но и поведенческую: те, кого ждали маркетологи, на деле ради незначительной экономии готовы выстаивать очереди в дискаунтерах. Или, напротив, отдают последнее в погоне за химерой социального статуса, посещая исключительно так называемые luxury-аптеки. Последний тип покупателя водится только в Москве и в пренебрежимо малых количествах.
«Крупные сети весь год занимались перегруппировкой, продавая одни торговые точки и покупая взамен другие, что связано с изменением концепции», - поддерживает коллегу заместитель генерального директора центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Николай Беспалов. Он рассказал «МН», что даже внутри самих сетей идет деление торговых точек на аптеки эконом-сегмента и люксового. Предполагается, что они будут отличаться не только оформлением торговых помещений, но сервисом и ассортиментом парафармацевтических товаров.
Вполне вероятно, что некоторым региональным сетям придется разделиться на части не только внешне, но и юридически. Напомним, что в ноябре этого года были внесены изменения в тарифное законодательство, благодаря которым скидку по платежам во внебюджетные фонды получат частные предприниматели и небольшие компании (их ставка 20%), а основные игроки аптечного рынка - государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия и публичные компании (ООО) - будут платить 30%. «Этот закон может вызвать дробление крупных фармацевтических организаций на более мелкие с целью обеспечения себе пониженной ставки страховых взносов», - считает Нелли Игнатьева.
Галина Паперная
Источник: www.remedium.ru