За сговор с фармацевтом врачу грозит дисквалификация

3376

Он пояснил, что у Росздравнадзора нет практически никаких инструментов контроля и наказания недобросовестных медиков и фармацевтов. "По сути дела, весь контроль сводится к превентивным мерам: хочет, к примеру, компания заниматься бизнесом в фармотрасли, она должна собрать ряд документов, представить их в ведомство и, если все в порядке, получить лицензию. А дальше - чем и как она занимается, контролируется слабо", - считает Тимофей Нижегородцев.

Кроме того, даже если будут выявлены нарушения, практически единственное, чем рискует компания, это отзывом лицензии. А это нестрашно. Поскольку наиболее "продвинутые" предприниматели регистрируют сразу несколько юрлиц, получают несколько лицензий. Одну контору закрыли - они продолжаю делать свое дело под другим названием.

В западных странах за нарушение установленных государством правил игры на рынке здравоохранения, злоумышленники несут уголовную ответственность и платят многомиллионные штрафы.

Как ФАС предлагает изменить ситуацию? "Контроль в здравоохранении должен быть заточен на обороте медицинских препаратов и услуг. Мы передали в минздравсоцразвития наши предложения, сейчас они обсуждаются", - говорит Тимофей Нижегородцев. Среди них - дать Росздравнадзору полномочия, схожие с возможностями ФАС: заводить административные дела, проводить расследования, выносить решения.

"Если это не сделать, то законы об основах охраны здоровья граждан, об обороте лекарственных средств и об обязательном медицинском страховании выполняться в полной мере не будут", - считает антимонопольщик.

Кстати, ФАС сейчас принимает активное участие в обсуждении законопроектов об основах охраны здоровья граждан и об обороте лекарственных средств. Часть новелл в них были и еще будут прописаны по рекомендации антимонопольной службы.

Во-первых, речь идет об определении взаимозаменяемости лекарственных препаратов и медицинского оборудования, поскольку сейчас на этой почве много спекуляций и подмен, когда людям навязывают более дорогие лекарства, или госзакупки проводятся не совсем честно.

Во-вторых, ФАС вновь обращает внимание на некорректное взаимодействие врачей и фармацевтов. Проверки службы выявили огромное количество нарушений в этой сфере, когда фармкомпании премируют врачей за то, что те выписывают пациентам лекарства их производства, даже если они им на самом деле не нужны, или скрывая их побочные эффекты. Обнаружено даже несколько конкретных договоров о сотрудничестве между медиками и производителями лекарств.

На самом деле об этой проблеме в ФАС заговорили два года назад. Тогда ведомство заявило о том, что подготовило законопроект, строго-настрого запрещающий фармкомпаниям каким-либо образом стимулировать медработников и руководителей учреждений здравоохранения к распространению лекарственных препаратов. В том числе - предлагать им деньги, пожертвования, подарки, ссуды, услуги, оплату отдыха и транспортных расходов за счет фармкомпании или ее представителей. Организовывать фестивали, конференции, конгрессы, торжественные мероприятия с участием только одного фармпроизводителя, тем более если по итогам такого мероприятия медработники будут обязаны навязывать пациентам их лекарства. Если все-таки врач начал сотрудничать с компанией, он обязан проинформировать об этом свое руководство. А оно в свою очередь - вышестоящие инстанции. Тогда документ, видимо, не дошел до Госдумы, но зато сейчас ряд положений "перекочевали" в законопроекты об основах охраны здоровья граждан и об обороте лекарственных средств. После того как их одобрят, будут внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, где пропишут наказание для врачей за ослушание - предположительно штраф 40 тысяч рублей и дисквалификация до трех лет. "Это сигнал медикам и производителям лекарств: теперь этой теме государство будет уделять повышенное внимание, и в дальнейшем кара будет ужесточаться. Пациент сам не может назначить себе лекарство, он доверяет врачу и зависит от него. Врач должен действовать в интересах больного, а не фармкомпании", - говорит Тимофей Нижегородцев.

Третье. ФАС настаивает на изменении подхода минздравсоцразвития в формировании списков лекарств для разных государственных программ, в том числе жизненно важных лекарственных средств, дополнительного лекарственного обеспечения. "Зачастую в списках указывается не только формула, но и дозировка, форма выпуска, а это указывает на предпочтительность конкретных производителей. Другие же производители отсекаются, - говорит глава управления ФАС. - К нам поступало немало жалоб по этому поводу. Тем более что на основании этих списков зачастую формируется госзаказ, а число участников в конкурсе искусственно ограничивается". Сейчас эти списки корректируются под влиянием антимонопольной службы, а минздравсоцразвития пообещало выработать более четкие правила игры.

Четвертое - это эксклюзивные вертикальные соглашения между производителями лекарств и дилерами: когда отдельные компании не могут получить доступа к препаратам, предпочтение отдается одному посреднику, для остальных выставляются невыполнимые требования. А это - опасная ситуация, особенно если это инновационные препараты - незаменяемые лекарства. Тогда, например, при проведении госзакупок на конкурс приходит только один поставщик, естественно, выигрывает и заключает договор на максимальную цену. ФАС выиграла суд у одного очень крупного иностранного производителя, после чего он был вынужден изменить коммерческую политику, принципы отбора поставщиков, типовой договор. Теперь этот опыт будет распространяться по стране.
Марина Грицюк

Источник: rg.ru

Поделиться
3376
Личный кабинет