Минздрав пытается бороться
В пятницу на сайте Минздравсоцразвития появились два проекта постановления правительства, уточняющие правила закупки медицинской техники. Создание этих документов было вызвано целой серией коррупционных скандалов с закупкой томографов в российских регионах.
Согласно предложению правительства, отныне, чтобы провести закупку оборудования, заказчики будут собирать информацию о ценах на оборудование и искать среди них минимальную, а поставщиков обяжут предъявлять документы, подтверждающие обоснованность выставленной ими цены и право на его продажу.
Первый проект постановления касается только заказчиков. Документом устанавливается закрытый перечень источников информации о ценах на медицинское оборудование и определяется порядок формирования начальных цен контрактов по поставкам медицинского оборудования.
В закрытый перечень предлагается включить три пункта, в соответствии с которыми источниками информации о ценах на медицинское оборудование будут считаться данные, содержащиеся в реестре государственных и муниципальных контрактов, сведения из перечней оборудования, размещаемых на сайтах госорганов и данные производителей.
Для определения перечня производителей заказчик должен будет воспользоваться базой данных Минздрава и направить им запросы о ценах. Начальной ценой контракта будет считаться предложение той фирмы, цена которой окажется минимальной.
Правило не действует в случае, если ответ на запрос пришел не от всех производителей. В таких ситуациях информацию о ценах заказчики должны будут черпать либо из реестра контрактов, либо из официальных баз. Потребуется и «обоснование» выбранной цены.
Экспертам регламентированность процедуры кажется недостаточной. «А что делать, если информация отсутствует во всех трех случаях?» - не понимает эксперт по госзакупкам Иван Бегтин. По его мнению, такое легко может произойти, так как медицинская техника - товар сложный и информация в открытых источниках не всегда есть. Бегтин считает, что проблему можно было бы решить, сделав обязательной для производителей процедуру предоставления цены на товар. Также можно было бы решить этот вопрос, установив, например, минимальное количество производителей, от которых должен прийти ответ.
Новые правила коснутся не только заказчиков, но и поставщиков медицинского оборудования. Вторым проектом постановления, подготовленным Минздравом, вводятся новые требования к поставщикам «в виде наличия в составе заявки на участие в торгах документа, выданного производителем медицинского оборудования».
Документ должен подтверждать полномочия участника на поставку товара, осуществление его гарантийного обслуживания, монтажа, наладки и т. д. С точки зрения авторов проекта, это «позволит обеспечить участие в торгах, проводимых заказчиками, профессиональных участников рынка, сократит количество посредников при поставке медицинского оборудования и, как следствие, приведет к снижению расходов, связанных с размещением заказов».
С последним обстоятельством был связан крупный скандал. Летом прошлого года глава контрольного управления администрации президента Константин Чуйченко доложил главе государства, что по завышенным в несколько раз ценам закупались томографы в региональные больницы. По данным Чуйченко, прибыль посредников доходила до 55 млн рублей. Реакция главы государства была категоричная. «Это абсолютно циничное, хамское воровство государственных денег. Я лично дам указание генеральному прокурору и руководителю Следственного комитета нашей страны, чтобы все, кто к этому причастен, понесли серьезное суровое наказание. Это терпеть больше нельзя», - говорил тогда Медведев.
В Минздраве «Газете.Ru» уточнили, что постановления появились по итогам апрельского совещания, участие в котором приняли Чуйченко и министр здравоохранения Татьяна Голикова. Тогда Голикова анонсировала, что правительством должен будет быть разработан «закрытый перечень источников», которыми будут пользоваться регионы для установления начальной цены контракта. Тогда же Голикова обещала, что к поставщикам будут выдвигаться требования по подтверждению гарантии производителя, гарантии поставщика и предоставления вместе с товаром финансового обеспечения поставщика.
«Фирмы-однодневки, завышенные цены - это все прекрасно, но что мешает посреднику получить эти разрешения и торговать», - неудовлетворен решением Бегтин. Эксперт также недоволен тем, что нет требования делать этот документ публичным. «Тогда это несерьезно. Если эти документы будут раскрываться по результатам торгов, тогда это правильно», - говорит он.