Медицину ждет конкретизированное платное будущее
Минздрав представил новую версию законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан», впервые опубликованного 30 июля 2010 года на сайте министерства для обсуждения с медицинскими экспертами. Нынешняя редакция документа доработана с учетом поступивших предложений и разослана в заинтересованные министерства. В целом законопроект, призванный устранить правовые пробелы в устаревшем законе «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 1993 года, изменился мало - он является рамочным документом, в котором сформулированы и детализированы новые принципы охраны здоровья граждан.
Проект обновляет терминологию и подходы к классификации и наполнению видов медицинской помощи и направлен на усиление ответственности органов власти и врачей за ее оказание. Среди нововведений - регулирование вопросов профилактики, санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, паллиативной помощи, медпомощи при чрезвычайных ситуациях, узаконивание трансплантации, запрет на общение медицинских представителей с врачами.
Обещанное Минздравом в течение последних как минимум трех лет разделение медицинских услуг на платные и бесплатные сформулировано в предлагаемом законопроекте в ст. 79 («Платные медицинские услуги»). Как сказано в пояснительной записке, конкретизируется порядок и условия оказания платных услуг, соблюдение которых позволит разграничить их предоставление с бесплатной медпомощью, оказываемой в рамках территориальных программ госгарантий.
В тексте проекта закона сказано, что бесплатными останутся услуги скорой помощи, также не подлежит оплате «оказание медицинской помощи в сроки, установленные лечащим врачом по медицинским показаниям». Пациент, согласно документу, не должен оплачивать назначенные ему по медицинским показаниям лекарства, не входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Также по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям бесплатным должно быть размещение пациентов в «маломестных палатах (боксах)». При болезни ребенка и с учетом его медицинских показаний родителю (или одному члену семьи) будет разрешено бесплатно находиться вместе с ребенком в больнице. Кроме того, согласно законопроекту, за медико-транспортные услуги в целях выполнения порядков оказания медпомощи и стандартов также не будет взиматься плата.
При этом в статье сказано - платная медпомощь и сервисные услуги должны оказываться с соблюдением порядков, стандартов и протоколов лечения, а при оказании медицинских услуг бесплатной помощи пациенту должна обеспечиваться «приоритетность» перед платными медицинскими услугами.
Опрошенные «Ъ» эксперты в недоумении - по их словам, сообществом было предложено большое количество поправок, однако документ не претерпел существенных изменений в сравнении с предыдущей редакцией: по сути, обсуждение законопроекта оказалось формальным и «очень странным».
«Законопроект по-прежнему сырой, декларативный, не содержит никаких четких механизмов, в том числе разграничения платной и бесплатной медпомощи»,- отмечает председатель общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Ян Власов. С ним согласен заместитель председателя формулярного комитета РАМН Павел Воробьев. «Документ не содержит однозначных формулировок. Приоритетность оказанию бесплатной медпомощи - полная чушь»,- говорит он - согласно новому закону об автономных учреждениях, те могут оказывать как бесплатные услуги по ОМС, так и заниматься платной медициной. Пациент не сможет разобраться, за что ему платить, а за что нет - медучреждению же выгоднее оказывать платные услуги, стоимость которых в разы выше, чем по ОМС. Аналогичного мнения придерживается и глава Лиги пациентов Александр Саверский - он уверен, что с формулировками, предложенными Минздравом, право на бесплатную помощь «размывается и замещение ее платными услугами неизбежно».