Большая перемена

2678
Вчера стало известно: региональные программы модернизации службы здоровья должны быть представлены в минздравсоцразвития к 1 октября. Само же время "больших перемен" должно занять всего-навсего два года.

Насколько реально кардинально улучшить качество российской медицины в столь сжатые сроки? "Задача крайне сложная, - признала вчера социальный министр Татьяна Голикова, выступая на совещании перед коллегами из регионов, - прежде всего потому, что состояние материальной базы и подготовленность кадров в разных регионах различается на сегодняшний день очень сильно". Участвовавший в совещании вице-премьер Александр Жуков подчеркнул, что в течение многих лет российское здравоохранение, по сути, сидело на голодном пайке. Поэтому, по словам Жукова, "непростое решение об увеличении финансирования медицины за счет повышения ставки страховых отчислений было абсолютно правильным, несмотря даже на то, что это повлечет увеличение налоговой нагрузки на бизнес".

В течение двух лет на программу модернизации предполагается потратить 430 "дополнительных" миллиардов рублей (такую сумму даст увеличение взносов на ОМС, которое произойдет с января 2011 года).

Напомним, что программа модернизации имеет три главных направления: во-первых, предстоит укрепить материально-техническую базу клиник, во-вторых, провести информатизацию отрасли и, в-третьих, перейти на единые для всей территории страны стандарты оказания медицинской помощи. Необходимая законодательная база готовится полным ходом. Уже принята в первом чтении новая версия федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в РФ", началось обсуждение проекта еще одного базового закона - "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". На подходе еще один ключевой документ: законопроект о защите прав пациентов.

По словам Голиковой, все законопроекты нужно обсудить с медицинским сообществом, работодателями, профсоюзами и, главное, разъяснить суть предстоящих перемен населению. Поэтому министр обратилась в Госдуму с тем, чтобы сдвинуть сроки второго чтения закона об ОМС - теперь депутаты рассмотрят его не в первой половине сентября, как планировалось первоначально, а в октябре.

Что касается программ модернизации, то регионам предстоит проделать серьезную аналитическую работу: нужно "разложить по полочкам" картину с заболеваемостью, выявить "узкие места", сопоставить с коечным фондом, составом кадров - и на основе всего этого определить, какие именно направления медпомощи укреплять и развивать в первую очередь. "Размазывать" деньги по всем поликлиникам и больницам "тонким слоем", как манную кашу по тарелке, очевидно, минздрав не позволит.

А оценивать работу руководителей здравоохранения регионов будут по вполне четким критериям (они тоже должны прописываться в региональных программах). Это не только традиционные показатели, такие, например, как младенческая и материнская смертность, смертность в трудоспособном возрасте. Но и более детальные вещи: смертность от вполне конкретных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических), а также из-за травм. Добавлены такие показатели, как пятилетняя выживаемость пациента после установления ему онкологического диагноза, а также пятилетний срок жизни после перенесенного инфаркта. Такая статистика напрямую отражает качество медпомощи не "вообще", а по конкретным направлениям, включая, например, такие смежные, но крайне важные вещи, как оперативная работа "скорой помощи".

Впрочем, у представителей регионов к начавшейся реформе остается множество вопросов. Ключевой: каким образом все-таки будут выделяться финансы? "Если строго по принципу софинансирования из областного бюджета, то опять богатые регионы окажутся в привилегированном положении, а депрессивные территории, не имеющие собственных бюджетов для закупок медтехники и переподготовки врачей, однозначно проиграют", - пояснил "РГ" в кулуарах один из участников совещания.

Поделиться
Личный кабинет