Россия: особенности национальной индустрии красоты
По его словам, в ближайшее время планируется открыть 10 учебных центров по этой специальности, а через год состоится первый национальный конгресс по пластической хирургии.
Финансовый кризис не слишком сильно ударил по рынок пластической хирургии в России. Людей, которые могли позволить себе дорогостоящую операцию, даже в период экономического роста было немного. Финансовые трудности вытеснили из клиник лишь потребителей среднего класса.
"Красота - это не то, на чем можно экономить. Лучше есть поменьше. Спортзал, красивые босоножки, косметолог", - говорит Джули, высокая блондинка, которая сама работает в индустрии красоты.
"То, как ты выглядишь - это карьера, успех. Как ты выглядишь, так ты и живешь. Я не могу прийти на работу сморщенная, без прически, без маникюра", - уверена она.
Джули тратит по 40-50 тысяч рублей в месяц на услуги салонов красоты - не считая дополнительных затрат на операции.
Кризисные тенденции
По данным Ассоциации пластических хирургов, в США количество операций в 2009 году упало на 20%.
В России количество желающих стать моложе меньше не стало - просто они изыскивают другие способы стать красивыми.
"Сейчас акцент перешел с хирургической методики на инвазивные процедуры, на лазерные процедуры, на инъекции", - говорит пластический хирург и владелец собственной клиники Андрей Искорнев.
"Они дешевле сами по себе, но порой эффект от них сопоставим с эффектом от пластических операций", - отмечает он.
Сделать подтяжку лица стоит 10-15 тысяч евро. А курс лазерных процедур обойдется на 50% дешевле.
Кредитное лицо и чебуречные
До кризиса те, кто не мог накопить на новое лицо, а со старым жить не хотел, шел в банк за кредитом.
В России кредит на пластическую операцию берут редко, да и врачи таким пациентам не рады.
"Есть такое понятие - синдром секретарши или офисного планктона", - объясняет Елена Москвичева, заместитель редактора сайта 1nep.ru.
"Человек может взять кредит на 150 тысяч рублей, принести их в клинику, зажав в ладошке, и сказать косметологу или пластическому хирургу: сделайте меня красивой", - говорит она.
"150 тысяч, взятые секретаршей, - это год питания в чебуречной. Нельзя просто подтянуть лицо, а все остальное время жить в метро. И ходить к косметологу один раз в год, чтобы почистить кожу. Если ты хочешь заниматься своей красотой, то это долгосрочный и дорогостоящий проект", - уверена Москвичева.
Одними из первых, кто отказался от услуг клиник, стали владельцы бизнеса - как среднего, так и крупного. Из-за кризиса их достаток упал, и дорогостоящие косметологические услуги стали многим не по карману.
Сэкономить на здоровье
Специалисты отмечают, что в кризис на рынке появились сомнительные препараты, о которых даже в интернете информации не найти. И на них немаленький спрос ос стороны тех, кто готов принести в жертву временной красоте свое здоровье.
"Я знаю сейчас потребителей, которым настоятельно требуется смена имплантов, но они ждут до последнего, так как операция очень дорогая. Уже появляются и неровности на груди, но человек говорит: "Я еще успею", - объясняет она.
В России клиники неохотно снижали цены, зато иногда предлагали в качестве бонуса дополнительную услугу. В США, напротив, понизили цены. Например, подтяжка живота вместо 8000 долларов стала стоить 6000 долларов.
Национальный колорит
"Вы сделали дорогую операцию, но вы получаете эффект, который с вами сохраняется надолго. Мы же покупаем хорошую машину в надежде на то, что мы на ней прокатаемся достаточное количество лет", - поясняет Андрей Искорнев.
"Если вы выбираете, купить ли вам платье от кутюр или какое-то ювелирное украшение, или сделать операцию, которая явно вас украсит, то, наверное, лучше сделать манипуляцию, от которой вы почувствуете себя более уверенно, - полагает врач. - Лучше уж вкладывать в себя, чем в какие-нибудь неликвиды, как говорят экономисты".
Тенденции в мировой экономике, как правило, получают национальный колорит, когда доходят до России. Клиники не стали снижать цены, пациенты не захотели отказываться от дорогих операций. Однако стоит ли отказывать себе в последнем, чтобы оплатить операцию в надежде, что кто-то потом захочет оплатить билет на Мальдивы?
Екатерина Дробинина