Кашпировский возвращается?
"Когда в конце 1980-х советский строй начал рушиться под собственной тяжестью, в общепринятую культуру хлынула из андеграунда вера в магию и паранормальные явления. Она перевернула общество вверх тормашками", - повествует автор. Вместо заседаний съездов КПСС и аэробики по государственному телевидению стали показывать эксперименты экстрасенсов.
Поскольку Кашпировскому покровительствовали высшие круги, его вскоре стали сравнивать с Григорием Распутиным, замечает автор. Напротив, параллели с Ури Геллером неуместны - если на Западе выступления Геллера воспринимались большинством как развлечение, то сеансы Кашпировского были подлинно знаковым явлением культуры и общественной жизни. "Указывая на существование другой реальности помимо линии партии, этот целитель, возможно, даже внес свой вклад в крах "Империи зла", - утверждает журналист. Сеансы Кашпировского были для России чем-то вроде колыбельной, и никого уже не тревожили разруха, пустые прилавки и угроза сепаратизма на Кавказе.
В постсоветский период звезда Кашпировского быстро потускнела, пишет газета. "Все чаще звучали утверждения, будто его сеансы массового гипноза свели с ума сотни, если не тысячи людей", - говорится в статье. В 1995 году после недолгого увлечения политикой (Кашпировского избрали в Госдуму) целитель уехал в США, где, по некоторым сведениям, лечил иммигрантов из бывшего СССР.
"В его отсутствие многовековая любовь русских ко всему оккультному и паранормальному расцвела пышным цветом", - утверждает автор. Российские бизнесмены решают свои проблемы при помощи городских колдунов, а адвокаты просят экстрасенсов предсказать исход судебных процессов, пишет он. По неточным оценкам, в России около 100 тыс. профессиональных оккультистов и экстрасенсов, только в Москве товарооборот этой отрасли - не менее 15 млн долларов. Однако о власти Кашпировского над советским обществом многие россияне предпочитают забывать, так как она оставила неприятный осадок, утверждает он.
"И все же, хотя органы здравоохранения предупреждали, что Кашпировский в прошлом причинял серьезный вред нации, в конце 2009 года он вернулся на российские телеэкраны как ведущий передачи о паранормальных расследованиях", - пишет автор. Этой весной Кашпировский объявил о возобновлении массовых сеансов исцеления и впервые за два десятилетия выступил в Москве. "В ситуации, когда Россия с трудом выходит из экономического спада, а недовольство населения правящим тандемом Путина-Медведева достигло беспрецедентного уровня, есть нечто неопровержимо-символичное в возвращении человека, чей взлет на вершины славы совпал с распадом СССР", - пишет автор.
Возможно, это не просто совпадение, добавляет он. Некоторые психологи считают, что возвращение целителя - попытка властей успокоить общество, отвлечь внимание от снижения уровня жизни. Но этот умысел вполне может оказаться обоюдоострым мечом, замечает автор. "Когда надежды народа на Кашпировского не оправдаются, народ ополчится на власть", - сказал Борис Егоров, глава комиссии по этике при всероссийской ассоциации профессиональных психотерапевтов.
Кашпировский предпочитает давать интервью по электронной почте, сообщает автор. Когда Беннетс попросил его ответить критикам, Кашпировский заявил, что их утверждения - "бред сумасшедших, их оружие - ложь и клевета, а главный мотив - зависть и их собственная неадекватность". О своих последователях в современной России Кашпировский сказал, что его телепрограммы дали всему толчок: "Население разделилось на две части: половина хотела лечить, а другая половина - лечиться". Но новые целители неспособны выполнить свои обещания, добавил он.
"Занятно, что Кашпировский - не единственный российский экстрасенс, который стал персонажем политических конспирологических теорий", - пишет автор. Так, согласно статье в "Новой газете", Кремль использовал Григория Грабового для дискредитации организации "Матери Беслана" и их попыток докопаться до правды. "В таком случае власти бросили своего человека - в 2008 году Грабового посадили на 11 лет за мошенничество", - замечает он. Со своей стороны, Кашпировский заявил в интервью, что не верит в обвинения, предъявленные Грабовому.
Перед недавним сеансом Кашпировского в Москве по динамикам звучала реклама его фотографий и ДВД-дисков, "наделенных универсальным эффектом исцеления на расстоянии", как утверждал из динамиков авторитетный женский голос. "Некоторые на ночь кладут диски под подушку", - разъясняла женщина. "В прошлом году не менее 16 человек исцелились от полной слепоты, глядя на фотографию Кашпировского", - добавляла она. Услышав это, автор предположил, что то ли ослышался, то ли "Кашпировский столь низкого мнения о своих поклонниках, что перешел на открытые насмешки". Как бы то ни было, диски и фото шли нарасхват.
Увертюрой к сеансу оказалась песня в стиле акустического рока, исполненная самим Кашпировским ("неожиданно умело, в стиле Джонни Кэша", - замечает автор). Песня прозвучала в записи, а затем Кашпировский вышел на сцену лично. Он сообщил присутствующим, что они - компьютеры, созревшие для программирования, и призвал пробуждать лекарство внутри самих себя. Он вызвал на сцену добровольцев из зала и начал их гипнотизировать. Подростка в инвалидной коляске и слепого мужчину на сцену не пропустили.
"На фоне того, что в зале преобладают пенсионеры, атмосфера заряжена поразительной сексуальностью", - повествует автор. Сеанс проходил под музыку в стиле транс-техно, мало похожую на мелодии, на которых выросло большинство присутствующих. Загипнотизированные засыпали или танцевали с невидимыми партнерами. К Кашпировскому вдруг двинулась женщина лет двадцати пяти, напомнившая автору девушек из "семьи" Чарльза Мэнсона: преданная и растерянная. Кашпировский отпихнул ее со словами: "У нас так не принято".
Разбудив загипнотизированных, Кашпировский сообщил, что в продаже еще достаточно ДВД-дисков, и предупредил покупателей, что диски нельзя одалживать. И удалился, пишет автор. "Атмосфера после сеанса - точно после рейвов, на которые я ходил в начале 1990-х: неестественно-расширенные глаза, потоки сознания, незнакомые люди обнимаются", - заметил он.
Способность страстно верить, хотя бы ненадолго, обещаниям харизматичных личностей, - очень русская черта, утверждает автор. Но надежды россиян всегда недолговечны, а грань между любовью и ненавистью тонка до неразличимости, добавляет он. Интересно, куда еще заведет Россию ее страсть к паранормальному и оккультному? - вопрошает в заключение автор.
Марк Беннетс