Реформа бюджетных учреждений в России утверждена Госдумой

Закон предусматривает разделение бюджетных организаций на два типа - собственно бюджетные /в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и в других областях/ и так называемые казенные /национальная оборона, обеспечение безопасности государства, психиатрическая помощь населению/. Если бюджетное финансирование последних остается фактически прежним, то для первого типа организаций оно изменится кардинально: они будут переведены со сметного финансирования на бюджетные субсидии в рамках госзаказа. Эти организации получают право заниматься приносящей доходы деятельностью /платные услуги, сдача помещений в аренду и т.д./ с поступлением этих доходов в их самостоятельное распоряжение. При этом субсидарная ответственность государства по их обязательствам отменяется.

Право на приносящую доход деятельность будет и у казенных учреждений, но на них будут налагаться "дополнительные ограничения" - все доходы от нее будут поступать в "соответствующий бюджет" /федеральный, региональный и т.д./. К казенным учреждениям будут отнесены, в частности, Главное управление специальных программ президента РФ, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, а также федеральные службы по миграции, таможне и контролю за оборотом наркотиков. В сфере здравоохранения казенными будут психиатрические больницы /стационары/ специализированного типа с интенсивным наблюдением, ряд других специфических /инфекционных/ больниц.

Новые правила функционирования вызвали целый ряд опасений и вопросов. Во-первых, ряд членов бюджетно-налогового комитета Госдумы выразили обеспокоенность относительно возможного в связи с этим сокращения федеральных бюджетных ассигнований на социальные учреждения. Однако Минфин категорически это опровергает. "Такой задачи государство не ставит, - заверила ИТАР-ТАСС заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко. - В законе записано, что финансирование госзаданий бюджетных учреждений исходит из объема финансового обеспечения текущего года".

Кроме того, был поставлен вопрос о том, не приведет ли реформа к полному исчезновения бесплатных социальных услуг для населения. В частности, этот вопрос был задан накануне премьер-министру РФ Владимиру Путину в Госдуме членами фракции КПРФ. Схожие опасения высказал ранее и спикер Совета Федерации Сергей Миронов, который считает, что "коммерциализация бюджетной сферы сделает ее услуги недоступными для значительной части населения".

Критикам реформы ответил Владимир Путин. Премьер опроверг, что реформирование бюджетных учреждений приведет к исчезновению бесплатных услуг. По его словам, речь идет о том, "чтобы было четко и ясно, что является платной услугой, а что обязательно - бесплатно". Кроме того, убежден Путин, благодаря реформе, "база для коррупции сократится", поскольку сами учреждения "получат больше прав, будут распоряжаться своими ресурсами, самостоятельно, на глазах трудового коллектива, а структура расходов не будет навязана чиновниками". В конечном итоге, по его мнению, это приведет к росту зарплат у сотрудников этих организаций.

Чтобы снять возникающие вопросы, в законе зафиксировано, что оказание платных услуг должно осуществляться сверх плана по бесплатным. "Бюджетные учреждения должны выполнять госзадания, а потом уже оказывать платные услуги, причем они /платные услуги/ должны соответствовать уставной деятельности организации", - пояснил ИТАР-ТАСС первый замглавы бюджетно- налогового комитета Госдумы Виталий Шуба.

Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период, который позволяет как бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав, так и казенным функционировать, по сути, в прежнем правовом режиме. В частности, действуют ранее принятые нормативные акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет.

Принятие закона предполагает внесение изменений в 18 законодательных актов, из которых 15 - в сфере , в частности,образования, науки, культуры, архивного дела, обороны и других сферах, а также в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.

Предполагаемые изменения затронут порядка 328 тыс бюджетных организаций, в том числе 25 тыс федеральных и свыше 300 тыс региональных и муниципальных.

Количество просмотров: 3216
Личный кабинет