ВИЧ уже не приговор?

Международная группа специалистов подтвердила, что «лондонский пациент» действительно полностью излечился от ВИЧ-инфекции, став вторым человеком в мире, который избавился от вируса, сообщает портал VladMedicina.ru. Исследователи проанализировали данные, собранные в течение 30 месяцев после терапии стволовыми клетками. Были взяты пробы плазмы, спермы и спинномозговой жидкости. ПЦР (полимеразную цепную реакцию) использовали для выявления провирусной, т.е. встроенной в геном хозяина ДНК ВИЧ-1.

Кроме того, ученые применили метод внутриклеточного окрашивания цитокинов для выявления ВИЧ-специфичного иммунного ответа. Результаты обследования опубликованы в авторитетном журнале The Lancet.

ВИЧ-инфекция, Наталья Боровская

Ученые подтвердили, что вирусная нагрузка, то есть количество микроорганизмов в определенном объеме биологической жидкости, оставалась на не обнаруживаемом уровне с пределом обнаружения в одну вирусную частицу на миллилитр. ВИЧ-специфичные реакции иммунной системы также не наблюдались, а результаты анализа на ДНК оказались отрицательными.

Имя пациента не называлось, однако издание BELatina пишет, что излечившимся является 40-летний житель Венесуэлы Адам Кастильехо. О его ремиссии сообщалось еще год назад. У пациента выявили ВИЧ в 2003 году, а в 2012 году диагностировали лимфому Ходжкина- одна из разновидностей рака крови. Инфицированному пересадили стволовые клетки костного мозга от донора с редкой мутацией, которая делала его невосприимчивым к ВИЧ.

Таким образом, мужчину изначально лечили от прогрессирующей лимфомы, которая свойственна для зараженных ВИЧ. Врачи провели трансплантацию гемопоэтических (кроветворных) стволовых клеток от донора, который имел мутацию в гене, кодирующем белок адгезии CCR5. Это соединение находится на поверхности белых кровяных телец - Т-клеток - и связывается со специфическими молекулами, посылая сигналы внутрь клетки. Мутации в CCR5 предотвращает прикрепление к мембране ВИЧ, делая невозможным проникновение вируса в тельца.

Напомним, первым пациентом, излечившимся от ВИЧ-инфекции, стал Тимоти Рэй Браун, или «берлинский пациент», который прошел процедуру в 2007 году для лечения лейкемии.

Как подчеркивает приморский врач-инфекционист, доцент ДВФУ, к.м.н. Наталья Боровская, повода не доверять столь авторитетному источнику, как журнал TheLancet, а следовательно - и результатам исследования, никакого нет. Но это отдельные эксклюзивные случаи, которые вряд ли подойдут для общей клинической практики терапии ВИЧ. Однако в любом случае полученные данные дадут импульс для дальнейших исследований в этом направлении.

- Ингибиторы слияния (фузии) давно применяются в комплексной терапии ВИЧ, в сочетании с другими препаратами, которые воздействуют на разные этапы жизненного цикла вируса - обращает внимание специалист. - Если к этому добавить мутации рецепторов CCR5, то данная схема действительно делает клетку не восприимчивой к ВИЧ-инфекции. Остается только порадоваться, если этотслучай даст врачам и ученым ключ к решению проблемы. Время покажет!