Медицинское образование сегодня: новые вызовы и перспективы
4868
В октябре в Москве состоялась VIII международная конференция «РОСМЕДОБР-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине», участниками которой также выступили эксперты из Приморского края. На фоне обсуждения приоритетных вопросов развития российского здравоохранения и подготовки кадров между спикерами разгорелась жаркая дискуссия.
О ключевых аспектах столь значимого события корр. Vladmedicina.ru рассказал проректор по дополнительному образованию и аккредитации ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России Сергей Лебедев, лично принявший участие в мероприятии.
- Как показала прошедшая конференция, один из наиболее обсуждаемых сегодня вопросов, касающихся и медицинского образования, и практического здравоохранения, – это проблема повышения качества оказания медицинской помощи, - рассказывает Сергей Васильевич. – Это многогранная задача, которая зависит от целого ряда факторов: от того, какие медикаменты используют в лечебных учреждениях, какие технологии применяются в лечении и диагностике тех или иных заболеваний, от того, в каких условиях оказывается медпомощь, и насколько в принципе она доступна для пациентов! И, конечно, не снижая важности всех перечисленных задач, важнейшую роль в части улучшения качества медицинской помощи играет уровень образования врачей. В частности, на «РОСМЕДОБР-2017» активно обсуждались вопросы подготовки - как практикующих медицинских работников, так и выпускников, которые только-только делают первые шаги в профессии.
По словам Сергея Лебедева, основными направлениями научной программы международной конференции стали: непрерывное медицинское и фармацевтическое образование, симуляционные технологии в медицине, объективная оценка знаний и умений специалистов, аккредитация медицинских и фармацевтических работников. В программу были включены пленарные заседания и параллельные сессии, круглые столы и мастер-классы, выставка симуляционного оборудования и тренажеров, учебной литературы, IT-решений в сфере медицинского образования.
К сожалению, сегодня (и данная конференция не стала исключением) порой приходится слышать точку зрения некоторых экспертов, ставящих под сомнение качество подготовки студентов-медиков и указывающих на снижение интереса практикующих специалистов к получению новых знаний и профессиональных навыков. В противовес им, многие ведущие специалисты, выражают свое несогласие с этой позицией и подчеркивают, что молодые врачи и опытные профессионалы идут в ногу со временем, успешно совершенствуя и подтверждая свои знания и умения, в то время как российская система медицинского образования предоставляет широкие возможности для совершенствования в профессии.
- Секция, на которой разгорелась данная дискуссия, называлась «Выпускник медицинского вуза. Ожидания работодателя», - говорит проректор ТГМУ. - Никто не сомневается в том, что выпускник должен быть полностью готов к реальной работе в практическом здравоохранении, к врачебной работе. Готовы ли наши выпускники к этому? Безусловно! И об этом ярко свидетельствуют результаты первичной аккредитации будущих медиков, прошедшей в 2017 году, прошедшей под строгим контролем независимых профессиональных ассоциаций и объединений. Есть ли то, что стоит корректировать и дополнять в системе подготовки медицинских кадров и непрерывного обучения врачей? Конечно! Медицина - это стремительно развивающаяся отрасль, где фактически каждый день происходят какие-либо значимые перемены, и, поверьте, медицинское сообщество все эти вещи отслеживает.
Анализируя выступления и опыт ведущих российских и зарубежных коллег, работающих в сфере медицинского образования, можно сказать, что основной упор сегодня делается на несколько направлений. Прежде всего, необходимо учитывать, что базовая подготовка врачей опирается на определенные стандарты и нормативные документы. Конечно, это не закрытая система. В общий объем знаний и умений врача постоянно вносятся новые технологии диагностики и лечения, передовые медицинские методики. Что, кстати, является общемировым трендом. Главные же усилия сегодня направлены на совершенствование образовательных технологий, повышения мотивации медицинских работников к освоению новых знаний и навыков, оптимизацию соотношения теоретической и практической подготовки.
Как отмечает Сергей Лебедев, электронные образовательные платформы, симуляционно-тренинговые технологии, методики объективной оценки практических навыков, активное международное медицинское партнерство – все то, что активно обсуждалось на конференции «РОСМЕДОБР-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине», - планомерно внедряется в Тихоокеанском государственном медицинском университете.
Продолжение темы читайте в ближайших выпусках Vladmedicina.ru