Приморских детей-аутистов успешно лечат при помощи собак

4235

2 апреля во Владивостоке прошла научно-практическая  конференция по актуальным вопросам детской психиатрии и психосоматических заболеваний. В частности, на мероприятии был представлен доклад «Реабилитация детей, имеющих расстройства аутистического спектра, при помощи метода канис-терапии». Его авторы – заведующая стационарным отделением ГБУЗ «Краевая клиническая детская психиатрическая больница» Марина Гуркина, ординатор первого года ТГМУ по специальности «психиатрия-наркология» Анастасия Распутина и ассистент кафедры психиатрии и неврологии ТГМУ, к.м.н. Ольга Очнева. Специалисты познакомили участников конференции с первыми результатами своей работы в детской психиатрической больнице.

Напомним, канис-терапия – это реабилитационные либо абилитационные действия любого направления (социально-психологическая, неврологическая, двигательная, комплексная либо иная реабилитация) с использованием специально обученной собаки в качестве сотерапевта.

К исследованию привлекли восемь пациентов ГБУЗ «КДПБ» в возрасте от 5-7 лет  с расстройствами аутистического спектра. Оценка эффективности канис-терапии проводилась на основании родительских отчетов, фиксированных данных наблюдения специалистов и результатам оценочного теста АТЕК.

«Канис-терапия эффективна благодаря особым механизмам воздействия на организм детей, страдающих расстройствами аутистического спектра, – утверждают авторы исследования. – Температура тела собаки – 38-38,5 градусов, при этом шерсть удерживает тепло. Сочетание местного тепла, снижения стресса, повышения доверия, обезболивания, усиления кровотока способствует расслаблению спастичной мышцы».

При этом во время первого знакомства с животным у некоторых детей отмечалась реакция защитного отторжения. Малыши сжимали пальцы, прижимали руки к телу, отстранялись от собаки и ассистента, отдергивали руки или застывали на месте, повышали голос, громко взвизгивали или кричали, появлялась негативная гримаса. По мере дальнейших встреч реакция избегания собаки нивелировалась, появлялся интерес, который выражался в ее рассматривании, а дети, владеющие речью, повторяли произносимые ассистентом слова и имя четвероногого друга.

В дальнейшем, в целях стимуляции речевой активности, коммуникативных свойств,  норм социального поведения, детям отчетливо и интонационно доброжелательно комментировались действия с собакой. Например «здравствуй», «меня зовут….», «это собака, ее зовут …», «я глажу собаку», «собака легла», «собака идет», «ты играешь с собакой». И естественно первые вербальные реакции аутистов были эхолалией, то есть повтором слов и интонаций, затем постепенно появлялись самостоятельные интонации, , включались другие выражения, дети произносили свои слова в ответ на вопрос или предложение.


Далее занятия строились по образцу первого с усложнениями. Учитывалось то, что дети-аутисты сторонятся новых действий и предметов довольно долго, поэтому специалисты старались избегать громких звуков и резких движений собаки, любого давления на ребенка и чрезмерного приближения животного к некоторым пациентам.

Также при дальнейших занятиях отмечались внезапные смены настроения, уход в себя, у некоторых пациентов испуг и отторжение собаки после серии занятий проходил.

«Канис-терапия позволяет снять негативизм и агрессивные реакции, – делают выводы авторы, – а также включить ребенка в работу и мотивировать его к позитивным изменениям, устранить тоническое напряжение, улучшить коммуникативные и речевые функции ребенка. Эффективность терапии оценена преимущественно положительными результатами теста АТЕК».

Кстати, канис-терапия в первые три месяца после  начала лечения депрессии практически позволяет  отказаться от приема антидепрессантов.  По словам главного врача медучреждения Анастасии Гороховой, такая работа не только дает видимый эффект, но и приносит массу положительных эмоций и пациентам, и врачам. Поэтому, учитывая результаты исследования и рекомендации коллег из других регионов, в больнице планируют развивать это направление и дальше.  

Справка:

Методы канис-терапии были известны и в глубокой древности и активно применялись, в том числе, для лечения очень серьезных заболеваний. Официально зоотерапия как метод была впервые использована в психиатрической больнице "Йорк Ретрит" в Англии в конце XVIII века. При больнице содержали разных животных: собак, кошек, кроликов, птиц. Больных привлекали к уходу за животными и общению с ними. Главный врач больницы полагал, что больные, заботясь о существах еще более слабых, чем они сами, укрепятся в вере в свои силы. Чуть позже домашних животных стали использовать в одной из больниц Германии для лечения эпилепсии. Это лечебное заведение на 5 тысяч коек существует и поныне. При лечебнице имеются две скотоводческие фермы, содержатся верховые лошади, а также множество мелких животных, которых можно взять в руки, покормить и погладить.

Новости медицины Приморья


Поделиться
4235
Личный кабинет