Препараты против глаукомы в России не справляются со своими функциями
Несмотря на прогресс в разработке капель для лечения глаукомы, хирургическое вмешательство остается самым эффективным способом избавления от этой болезни
Осложнения при лечении глаукомы и способы их решения обсудили специалисты Приморья на краевом семинаре для врачей-офтальмологов «Клинические случаи в офтальмологии. Разбор клинических ситуаций. Тактика врача-офтальмолога». Он прошел 20 июня в конференц-зале Школы биомедицины медцентра ДВФУ.
В России глаукомой больны более миллиона человек, у 60% - продвинутая стадия. Из них более 70 тысяч из-за глаукомы слепы на оба глаза.
При обнаружении данного заболевания врач может назначить монотерапию препаратом первого выбора, его комбинацию с лекарствами второго ряда, лазерное лечение или хирургическое вмешательство.
- Основная задача всех этих методов – снижение внутриглазного давления в границах от толерантного до целевого, что в каждом случае определяется индивидуально, - отмечает врач высшей категории, заведующий операционным отделением Приморского центра микрохирургии глаза Александр Карзов, - необходимо исключить его изменение более, чем на 3 мм в сутки. Кроме того, важно сохранить функционально-морфологическое состояние головки зрительного нерва. Для этого следует проводить регулярные курсы нейропротекторной терапии.
В недавней научно-практической конференции «VII Всемирный день борьбы с глаукомой», прошедшей в ТГМУ, принимал участие д.м.н., профессор кафедры офтальмологии им. А.П. Нестерова лечебного факультета РНИМУ им. Пирогова, ученый секретарь Российского глаукомного общества Александр Куроедов. Он отмечал, что эффективность хирургического вмешательства доказана: передовые методики позволяют снизить внутриглазное давление на длительное время. Но сделать это можно и с помощью современных глаукомных препаратов, которые особенно эффективны на начальной стадии заболевания.
Положительный результат медикаментозных препаратов в решении данных задач при рациональном ведении наблюдается у 60% пациентов. Но только в случае, если используются оригинальные препараты нового поколения, в которых отсутствуют консерванты (они токсичны и оказывают сильный негативный эффект на глаза, что ведет к их покраснению).
Одним из самых распространённых консервантов является бензалкония хлорид (БАХ), обычно в концентрации 0,0004–0,05%. Он ведет не только к негативным изменениям тканей глаза, но и к прогрессированию глаукомы. Эти изменения и реакции проявляются, в большей степени, при использовании нескольких лекарств, чем при монотерапии.
- Однако длительное воздействие препаратов с содержанием БАХ является фактором риска для хирургической неудачи операции даже на ранней стадии операции независимо от количества используемых препаратов, - подчеркнул Александр Карзов.
Как отмечала на конференции д.м.н., президент Российского глаукомного общества, завкафедрой офтальмологии им. Нестерова лечебного факультета РНИМУ им. Пирогова Евгения Егорова, доля новых оригинальных лекарств против глаукомы с клинически доказанной эффективность на Российском рынке фармпрепаратов не превышает 20%.
-Кроме того, положительный эффект от медикаментозного лечения может сводиться к нулю из-за несоблюдения пациентами режима их применения. В России 80% людей с глаукомой нерегулярно закапывают препараты, - отметил Александр Николаевич. - Это происходит по ряду причин: человек не чувствует эффекта улучшения зрения от инстилляций капель, ощущает дискомфорт при их длительном применении, не может самостоятельно контролировать процесс закапывания капель (снижение интеллекта, проблемы с суставами, низкое зрение), не имеет возможности приобрести препараты.
Поэтому участники семинара сошлись в том, что в настоящий момент хирургическое вмешательство - самый эффективный способ борьбы с глаукомой. Так как он не только не имеет вышеизложенных недостатков медикаментозного лечения, но иногда является единственным результативным вариантом в борьбе с данным заболеванием. Например, в случае с далекозашедшей стадией глаукомы (за 10 лет количество таких пациентов возросло с 5,6% до 43,3%) или ее агрессивно протекающей формы (она диагностирована у 50% - 80% больных в разных областях России).