Прокуроры России ставят заслон зараженным японским авто

3443
Как сообщает BBC Russian, за полгода, прошедшие после аварии на станции "Фукусима", более 70 автомобилей было возвращено в Японию из портов российского Дальнего Востока из-за повышенного радиационного уровня. Российские власти отказались от дезактивации зараженной техники и запчастей.

"Возвраты" случались в портах Находка, Славянка, Магадан. Недавно транспортный прокурор Находки добился возврата машин через суд, направив семь исковых заявлений.

"Пять исков до суда не дошли, так как владельцы груза сами решили вернуть машины в Японию. Летом Роспотребнадзор принял решение не проводить дезактивацию зараженных машин. Это заставило владельцев груза более тщательно проверять радиационный фон. Может быть, некоторые участники внешнеэкономической деятельности и понесли потери, зато точно известно, что в России нет радиационно-опасных машин из Японии", - заявил прокурор Приморской транспортной прокуратуры Федор Степурин.

Превышение фона в 340 раз

Например, в августе в порту Славянка (Приморский край) были выявлены две машины, доставленные из порта Майдзуру, поверхностное загрязнение которых превышало допустимый уровень в 60 и в 340 раз. Причем эти машины "Toyota Corolla Fielder" и "Mitsubishi Pajero Mini" с теплохода "Millena" дважды ввозились в Славянку дважды и дважды их возвращали.

В "лучшие годы" только в Приморский край России ежегодно завозили более 300 тысяч японских автомашин. После цунами, обрушившегося на Японию, и аварии на АЭС в Фукусиме все прибывающие из Японии грузы стали осматривать более пристально.

В апреле были выявлены автомобили с повышенным радиационным фоном. Естественный радиационный фон на различных частях был превышен в три-шесть раз.

Постояв на огороженной площадке в торговом порту Владивостока несколько дней, некоторые авто, впрочем, "очистились" сами собой. Уровень радиации снизился до нормы, и они были оформлены на ввоз. Некоторые машины вернули в Японию. Во Владивостоке есть возможность проводить дезактивацию машин, но владельцы от нее отказались - процедура обошлась бы примерно в 200 тысяч рублей.

Тогда же, в апреле, в порту Ванино обнаружили металлический бак и воздушный фильтр турбины двигателя с повышенным радиационным фоном. Их поместили в сваренный из толстой листовой стали ящик и вывезли обратно в Японию.

Цунами бизнесу не помеха

"Решение о возврате машин и других агрегатов, вроде катеров, двигателей или запчастей из-за повышенного радиационного фона принимает Роспотребнадзор", - рассказал работник Владивостокского морского торгового порта.

"На работе нашего порта это никак не сказалось. Правда, когда весной на площадке скопилось более 50 загрязненных машин, появилось волнение, так как нельзя было предположить, сколько же их будет," - добавил он.

Как рассказывали моряки, японская сторона иногда отказывалась принимать машины обратно - по их мнению, они были в нормальном состоянии.

Как ни странно, жесткие меры санитарных служб и российской прокуратуры не отбили у торговцев желания завозить автомобили из пострадавшей Японии. За шесть месяцев 2011 года из Японии в Приморье было ввезено машин в полтора раза больше, чем в первом полугодии 2010 года.

Однако, по мнению аналитиков авторынка, в этом и в 2012 году возможен дефицит и рост цен на подержанные автомобили. Это объясняется тем, что после разрушительного удара стихии японцы будут дольше ездить на имеющихся машинах и новые покупать будут значительно меньше. Следовательно, рынок подержанных машин сократится.

Поделиться
3443
Личный кабинет