Причина очередей в поликлиниках Владивостока

3766
Даже система электронной регистрации, которую планируют внедрить в медицинских учреждениях Владивостока, не поможет избавиться от очередей к врачам, особенно к узким специалистам. По крайней мере, пока не будет утолен кадровый голод, сообщили корр. РИА PrimaMedia в управлении здравоохранения администрации Владивостока.


Врачи в цене

Именно нехватка специалистов узкого профиля является причиной очередей. Сегодня на одного профильного врача приходится до 30-ти тысяч пациентов. В то же время существующие нормативы четко определяют, что на "популярного" специалиста отведенный максимум пациентов - 10-20 тысяч человек взрослого населения в возрасте от 18 и старше.

По официальным данным, востребованными в краевой столице, по-прежнему, остаются неврологи, офтальмологи и детские оториноларингологи (лоры). Очередь к врачам данных специальностей является плановой и закладывается в порядок организации медицинского обслуживания. Так, как на прием первичного пациента, по тем же нормативам, положено уделять ровным счетом 15 минут. Проведя нехитрые вычисления, можно прийти к выводу - более четырех человек в час врач принять не успеет.

Принял больше - гони рубль!

Подобная ситуация наблюдается по всему краю, утверждают специалисты. "Причина столпотворений не только в нехватке кадров, когда на 30 тысяч человек застрахованного населения положено 1,8 ставки хирурга, или ограниченности во времени. Это еще и наличие плана, за невыполнение которого, естественно, штрафуют. Впрочем, перевыполнение тоже наказывается рублем - принятых сверх нормы пациентов государство не оплачивает. Чиновники говорят: принимайте их платно", - рассказывает Александр Криницкий, в недавнем прошлом главный врач одной из больниц в Хасанском районе.

Тариф "Медицинский"

И это не "черная" схема - внебюджетная деятельность в муниципальных учреждениях здравоохранения разрешена официально. По данным администрации города, каждое лечебное учреждение имеет на нее разрешение. Тарифы рассчитываются индивидуально по конкретным поликлиникам - они зависят от многих факторов - и утверждаются постановлением главы города.

Однако даже платно попасть на прием не всегда представляется возможным. Причина все та же - ограниченность человеческих ресурсов. При этом нередки случаи, когда в поликлиниках и вовсе отсутствуют положенные в рамках укомплектации специалисты. Кроме того, много сотрудников преклонного возраста, которые, естественно, не могут работать по максимуму.

"На сегодняшний день проблема с нехваткой кадров решается всеми доступными средствами, - уточнила исполняющая обязанности начальника управления качеством медицины в управлении здравоохранения Светлана Денисова. - Главные врачи амбулаторных медицинских учреждений выходят на университеты, где в ближайшие месяцы начинаются выпуски. Им предлагают работу и повышенные ставки".

Практикуют больницы и заключение договоров с коммерческими медицинскими центрами. Тогда у пациентов муниципальных учреждений появляется возможность попасть к стороннему специалисту. Правда, в течение лишь нескольких часов в строго определенные дни и, естественно, за деньги.

"Конечно, это весьма затратный шаг, но он, в определенной степени, является спасательным жилетом, - делится опытом главный врач поликлиники № 9 Галина Юр. - В рамках такого договора зачастую оговаривается возможность направить экстренного пациента на прием либо вне очереди, либо в нерабочее время. Когда у нас год не было рентгенолога, спасались именно таким способом".

Заболели? Прием через 2-3 недели, авось за это время полегчает

На сегодняшний день девятая поликлиника лидирует по количеству закрепленных пациентов. В год их посещает 350 тысяч человек. Это 1300 - 1500 в день. Из них только 140 пациентов в сутки желает сдать кровь из пальца. Но даже при таких объемах экстренных пациентов, беременных женщин и призывников принимают без очереди, а текущие ждут записи на прием не более трех - пяти дней.

В это же самое время в городе множество поликлиник и женских консультаций с куда меньшим потоком людей, но где ожидание может растягиваться до двух-трех недель. Причины проблемы остаются теми же, а вот способы ее решения никто не оглашает.

"Моя дочь застудилась, пытались записаться к гинекологу в женскую консультацию на Светланской, чтобы врач осмотрел, выписал лечение, а оказалось, что надо записываться за две недели. Я понимаю, день-два - это еще куда не шло, но не 2 недели же! - возмущается Ольга Сергеева. - Такие сроки, особенно в сфере гинекологии, считаю недопустимыми, ведь о повышении рождаемости и заботе о настоящих и будущих мамах постоянно говорят Владимир Путин и Дмитрий Медведев. А тут предлагают ждать очереди несколько недель, чтобы, не дай Бог, потом это стало причиной бесплодия".

Свою дочь собеседница агентства отправила в платную поликлинику, а у многих горожан просто нет финансовой возможности лечиться в коммерческих клиниках, тем более все наслышаны о том, что в платной медицине существует целая схема раскрутки пришедших на прием.

"Придешь на прием к специалисту в платную клинику, заплатишь минимум 800 рублей, потом второй раз идти - тоже платить. Не могу сказать, что там как-то по другому лечат. Только анализы все - за деньги, даже элементарно кровь сдать. А еще как назло доктора выписывают самые дорогие препараты, - говорит Алексей. - Но как-то странно получается, полис-то медицинский у меня на руках, на предприятии делают отчисления в фонд обязательного медстрахования, а услуги бесплатной, обещанной законом, я получить не могу".

Пришла пора модернизировать менталитет

В поликлинике №1 города Владивостока в будущем году надеются ввести систему регистрации в очереди к специалистам через Интернет. "Это поможет немного разгрузить очереди в регистратуре и будет очень удобно для молодого и работающего населения. А вот пенсионеров ничем уже не переубедить", - считает главврач поликлиники №1 Ольга Перова.

Комментируя очереди к некоторым врачам, медик подтвердила, что корни проблемы кроются в нехватке кадров. "А кто сказал, что очередей быть не должно? Очередь очереди - рознь. Существует несколько видов записи. Существует акт оказания услуг медицинской помощи. Не может быть такого, чтобы человек пришел в больницу и попал сразу к десяти врачам. Есть предварительная запись на прием. К терапевту, естественно, можно попасть в тот же день, когда человек пришел. Или не более чем через три дня. Если терапевт не может разобраться со случаем, то он направляет больного к узкому специалисту. Так, например, с ревматологами, - пояснила Перова. - Кроме того, существует два вида очереди: на первичный прием пациент попадает через терапевта, на вторичный - самостоятельно записавшись в регистратуре".

Не исключает главврач больницы, что есть и такие специалисты, к которым необходимо попасть в этот же день - окулисты и лоры. Самостоятельно регистратор не сможет решить, срочный у человека случай или нет, а потому к этим врачам стараются отправлять в тот же день. "Такая же ситуация с людьми с высокой температурой, страдающими болями в сердце или животе. Человек, у которого не срочный случай, в силах подождать 6-7 дней. Конечно, это не прописано в законе, но это общемедицинская практика. До большего количества дней стараются не доводить", - заявила Ольга Перова.

По ее словам, то, что люди приходят к шести утра и занимают очереди - особенности нашего менталитета. "Раньше 8.00 поликлиника работать не начнет. И со всеми, кто пришел, обязательно будут решены все вопросы. Если не хватит талончиков, дадут талончик на следующий день. Конечно, плановая очередь - не идеальная система. Но она работает, пусть со сбоями, но работает", - уверена она.

Дефицит - это понятно. Где решение?

На первый взгляд, переменой в потоке очередей и невозможностью работающих могла бы стать система электронной регистрации, когда пациент на сайте медучреждения самостоятельно записывает себя на прием. Однако, по мнению медиков, это скажется лишь на утренних очередях в регистратуру. В условиях отсутствия специалистов, принять людей будет некому.

В некоторых других регионах сталкиваются с подобными проблемами, каждый решает ее по своему, но, как правило, успешно.

К примеру, в Магнитогорске продлили время работы узких специалистов: раньше они принимали с 8 до 14 часов, а сейчас до 16 часов, пишет Верстов.Инфо. Кроме того, потоки пациентов были разделены. Так, до обеда принимают тех, кто идет на срочный прием, а после обеда - тех, кто проходит плановый осмотр или диспансеризацию. Ввели в штатные расписания дополнительные должности фельдшера и сестры - для осмотра ветеранов войны. Вовсю заставляют работать по полной программе врачей общей практики. А ведь ранее они иной раз отказывались проводить элементарные манипуляции. К примеру, измерять внутриглазное давление или подбирать очки. Правда к изменениям медиков "подтолкнул" губернатор.

Может быть, и местным специалистам пора изучить опыт коллег из регионов, подумать об упрощении процесса записи на прием, и доукомплектовании штата - медицинский вуз ежегодно выпускает достаточно специалистов. Тогда любого работающего человека не будет приводить в ужас перспектива приехать в поликлинику, успеть записаться " на поближе", выстоять очередь ради пятиминутного "удовольствия" в кабинете врача.

Проверено на себе

Корреспонденты решили проверить на себе, насколько реально во Владивостоке попасть к врачу. Предлагаем вам аудиозапись звонка в Женскую консультацию Ленинского района (ул. Светланская, 105). Примечание: звонок был сделан 28 марта 2011 года, тогда нашему сотруднику предложили для посещения доктора лишь 11-12 апреля. Как отметила регистратор, попасть к врачу пораньше нельзя "никак". Только 11 апреля было предложено и записаться на УЗИ. К слову, запись тут производится раз в 3 недели.

 

 

Источник: РИА PrimaMedia

Поделиться
3766
Личный кабинет