Престиж медицинских работников среднего звена в Бурятии растет
В условиях реформирования системы образования и здравоохранения, нового подхода к вопросам качества жизни и человеческого капитала проблема надлежащей подготовки специалистов остается одной из самых актуальных.
Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании», организованная минздравом Бурятии на базе республиканского базового медколледжа им. Раднаева, собрала педагогов, врачей, управленцев из республики и за ее пределами. Почетными гостями конференции стали педагоги системы профобразования из Читы, Якутии, Агинска и Усть-Орды. Обозначить проблемы в системе медицинского образования мы попросили директора республиканского базового медколледжа им. Раднаева, кандидата медицинских наук, заслуженного врача РБ Батора Будаева.
— Проблем в самой отрасли, в системе профподготовки много, но сегодня медики не вправе на что-то жаловаться. Впервые за многие десятилетия в медицину пришли многомиллиардные вливания, выстроилась вертикаль управления, появились единые стандарты оценки деятельности медиков. Иными словами, где бы ни проживал человек, он обязан получать медицинскую услугу одинаково высокого качества. Все это накладывает определенные требования к нашим выпускникам. К сожалению, пока колоссальные вливания в систему здравоохранения никак не отразились на учебно-материальной базе учреждений профобразования. В отличие от федеральной программы «Земский доктор», аналогичных проектов для медсестер, фельдшеров, роль которых в работе медицинского учреждения не менее важна, не появилось. Тем не менее власть вправе спросить и с нас — а что вы сделали, чтобы жители страны сохранили свое здоровье, каких специалистов вы подготовили, как поддерживаете престиж профессии и так далее.
Есть золотое правило — не может сегодня квалифицированный специалист быть выше полученного образования. Каждый год мы выпускаем в жизнь 300 специалистов, плюс осуществляем профильную подготовку по разным дополнительным программам еще около 3 тыс. специалистов, которые зачастую уходят в частные клиники. При этом коммерческие структуры, получая этих специалистов, фактически не участвуют в их подготовке, частно-государственное партнерство в этой сфере не реализуется. Современную систему подготовки специалиста в рамках стандартов третьего поколения можно охарактеризовать как практикоориентированную, то есть большинство часов в учебной программе должна занимать практика. В следующем году будут внедряться стандарты четвертого поколения. Готовы ли к этому главврачи? Другой не менее острый вопрос — подготовив студента за государственные деньги, гарантируем ли мы государству, что он приедет на село или останется работать в городе по специальности. Власти обещают молодому специалисту подъемные, жилищные условия и прочее, и все равно укомплектованность специалистами среднего звена у нас невысокая. Потому что молодой человек сегодня волен решать, ехать или не ехать, работать или не работать. Вот почему все чаще раздается идея вернуть советскую систему распределения выпускников, когда молодой специалист обязан был отработать положенное количество времени там, где в нем больше всего нуждаются, и всем эта система казалась справедливой. Однако пока на законодательном уровне этот вопрос не решен, говорить об этом не приходится.
Профессию медицинского работника среднего звена нельзя отнести к высокооплачиваемой, престижной, но ребята с удовольствием идут к нам учиться. Мы не нуждаемся в рекламе. Конкурс в нашем колледже 3 человека на место. Скажу больше: сегодня в нашем колледже учится более ста человек, имеющих диплом о высшем образовании, и какой диплом! У нас получают медицинское образование, к примеру, кандидат исторических наук, бывший федеральный судья, политологи, социологи, маркетологи, не говоря уже об экономистах и юристах. То есть в условиях, когда произошла девальвация образования, люди выбирают надежный кусок хлеба, потому что здравоохранение будет в жизни всегда. В здравоохранение в последние годы были вложены колоссальные ресурсы, запущены эффективные федеральные программы, а значит, профессия медицинского работника находится сегодня на высоте.