Концессионный НИИ
Концессионное соглашение – форма государственно-частного партнерства (ГЧП), которая позволяет передавать права пользования госимуществом коммерческим структурам при условии, что они поддерживают состояние этого имущества, не используя бюджетные средства. По данным Минздрава, износ основных фондов в системе здравоохранения сегодня составляет до 40-45%, и система нуждается в инвестициях в размере не менее триллиона рублей. При этом, 15-20% объектов здравоохранения федерального и регионального уровней инвестиционно привлекательны для частного бизнеса.
Федеральный «пилот»
Как объяснили в Минздраве, пилотный проект ведомства «Развитие производственной инфраструктуры в сфере травматологии, ортопедии, нейрохирургии и других сферах медицины путем осуществления реконструкции объекта, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Одоевского, д. 3» был одобрен Координационным советом по ГЧП, созданным при министерстве для привлечения дополнительных средств в модернизацию инфраструктуры здравоохранения.
Прием конкурсных заявок продлится с 7 октября по 19 ноября 2015 года. Начальная цена торгов – 23,6 млн рублей. Основные условия концессионного соглашения и критерии конкурса утверждены распоряжением правительства от 19 марта 2015 г. № 454-р. На реконструкцию здания площадью 7 685,6 кв. м на земельном участке площадью более 17 тыс. кв.м. отводится от двух до четырех лет.
Ожидается, что за это время инвестор наладит здесь инновационное производство, способное ежегодно выпускать не менее 53 тыс. эндопротезов, экзопротезов, металлоконструкций для травматологии, ортопедии и нейрохирургии, а также аппаратно-программные комплексы для реабилитации пациентов с патологией опорно-двигательной и нервной систем.
Ранее директор НИИТО Михаил Садовой рассказывал РБК, что для запуска собственного производства биодеградируемых конструкций (из растворяющихся имплантатов) медицинский технопарк хотел закупить технологии, оборудование и лабораторный комплекс у финской компании Bioretec. Планировалось производство порядка 100 тыс. биодеградируемых конструкций в год. А объем инвестиций предварительно оценивался в 1,5-2 млрд рублей.
«Проект выгоден всем сторонам»
По словам председателя конкурсной комиссии, заместителя министра здравоохранения Сергей Краевого, концессионный проект «уникален тем, что не предусматривает бюджетного финансирования, а полностью будет реализован на деньги инвесторов». Общий объем частных инвестиций составит порядка 700 млн рублей.
В то же время, по мнению одного из инициаторов создания нового индустриального парка, гендиректора инновационного медико-технологического центра Екатерины Мамоновой, этот проект может рассчитывать на господержку. По ее словам, господдержка может составить до 30% стоимости проекта, пишет новосибирское издание «Деловой квартал». По оценке министра промышленности, торговли и развития предпринимательства региона Николая Симонова, стоимость строительства первой очереди обойдется в 1 млрд рублей.
По мнению Краевого, проект выгоден всем сторонам концессии. «В бюджет ожидается 2,6 млрд рублей налоговых поступлений за 15 лет, государство получит 26 миллионов в рамках соглашения, с НИИ снимается необходимость содержать здание, находящееся у них на балансе и не приносящее прибыли, а пациенты получают высокотехнологичную медицинскую помощь. Плюс реализуется политика импортозамещения – изделия института составят конкуренцию импортным аналогам», – уверен заместитель министра.
Московский опыт
Законодательная база для привлечения частного капитала в социальную сферу появилась в России довольно давно – с момента принятия в 2005 году федерального закона № 115 «О концессионных соглашениях». Сдавать в концессию «пустующие мощности лечебно-профилактических учреждений» первым предложил еще экс-глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов. Однако, по данным Центра развития ГЧП, с 2005 года в стране было заключено лишь 18 концессионных соглашений.
В Москве первое концессионное соглашение в социальной сфере было заключено в мае 2013 года, когда Европейскому медицинскому центру (ЕMС) были переданы в концессию сроком на 49 лет пять корпусов ГКБ № 63 на улице Дурова. По условиям соглашения, на реконструкцию больницы должно быть направлено порядка 2,88 млрд рублей, а на ее техническое оснащение – 1,49 млрд рублей. В результате этих вложений к 2017 году должен был появиться высокотехнологичный медицинский кластер мирового уровня, где 40% услуг оказывались бы по ОМС, 60% – по расценкам компании. Сейчас больница не работает.
Московские власти рассчитывали на частные инвестиции и в другие объекты городского здравоохранения, но особого интереса к таким условиям больше никто не проявил. Более того, по словам заместителя мэра столицы по социальным вопросам Леонида Печатникова, и сама ЕМС не рада, что связалась с затратной концессией. Сейчас работы на объекте практически остановлены.
«Государство может потерять контроль над учреждением»
Впрочем, производство в рамках импортозамещения для бизнеса сегодня может оказаться более привлекательным, чем управление медучреждением, и новосибирский проект найдет своего инвестора. Вопрос в том, что из этого получится. Что до самих «потерявших рентабельность» и испытывающих реальные финансовые сложности федеральных центров, то передача их имущества в частные руки вряд ли спасет положение.
По мнению экспертов, система здравоохранения переживает не лучшие времена, и государство таким образом пытается сократить затраты на социальную сферу.
«Все понимают, что дальше государство не может только на себе вытягивать все тяготы медпомощи. Да и не должно – во всем мире существует полноценное партнерство между госорганами здравоохранения и частным бизнесом. И то, что Минздрав идет в этом направлении, это хорошо», – считает директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. При этом он отмечает, что в работе по концессионным соглашениям много «подводных камней», и первые шаги в этом направлении надо делать очень осторожно.
«Инвесторы боятся заходить далеко и глубоко в этой теме, а государство не может предложить бизнесу достаточный уровень дохода от работы в такой связке, – объяснил эксперт «МедНовостям». – И я очень сомневаюсь, что этот первый федеральный эксперимент пройдет без сучка и задоринки. Интересантов очень много и у каждого свои мотивы. Если те, кто поддерживает этот проект и просчитывает его для Минздрава, но есть и те, у кого найдутся контраргументы».
По словам директора института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Ларисы Попович, механизм ГЧП в здравоохранении хорошо показал себя во многих странах мира. Однако в России возникли сложности из-за того, что до последнего времени закон не предлагал ничего кроме концессии, которая не всегда годится для системы здравоохранения – в случае классической концессии государство может потерять контроль над медучреждением, считает эксперт. Кроме того, трудно мотивировать частника на крупные проекты, с окупаемостью которых могут возникнуть проблемы.
Между тем, принятый в июле федеральный закон о ГЧП разрешил различные формы партнерства, а не только концессии. В рамках ГЧП государство будет определять объем и качество медицинских услуг, сохраняя за собой право собственности на объект. А частник, в свою очередь, получит доход в виде платы за оказание услуг. Станет возможна и реализация такой схемы, при которой инвестор сможет брать в аренду и управление уже готовые объекты с обязательством по их дооборудованию и использованию.
Источник статьи и фото: Медпортал