Покупайте на здоровье
Дополнительные расходы во время своего последнего лечения в стационаре в течение года пришлось понести 30,1% российских граждан. При этом каждый десятый (9,9%) не считает это нарушением своих прав, а 16,3% респондентов оказались не в курсе того, какие медикаменты они должны получать в больнице бесплатно. Таковы результаты опроса, проведенного по инициативе Федерального фонда обязательного медицинского страхования, сообщает портал VladMedicina.ru.
Результаты опроса также показали, что 16,3% респондентов не уверены, должны ли лекарства в стационарах предоставляться им бесплатно. И только 35% опрошенных готовы отстаивать свои права и выяснять в медицинской страховой компании, правомерно ли было требование оплаты за ту или иную медицинскую помощь со стороны медучреждения.
Опрос, организованный Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС) в партнерстве со Всероссийским союзом страховщиков, проводился с августа по сентябрь в восьми федеральных округах. Участие в нем приняли 1600 респондентов в возрасте от 18 до 65 лет.
Как рассказала «Известиям» директор Центра подготовки управленческих кадров факультета управления в медицине и здравоохранении ИОМ Лариса Габуева, решить проблему поборов в стационарах поможет оперативное информирование пациентов со стороны страховых компаний о том, какие услуги и медикаменты им полагаются бесплатно во время лечения в больницах.
В свою очередь член президиума Общества врачей России, директор фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов сообщил, что сами врачи отмечают нехватку необходимых медикаментов:
- Результаты опроса свидетельствуют о том, что государственные гарантии на бесплатную медицинскую помощь для многих россиян носят декларативный характер. Очевидно, что тарифы на лечение не покрывают расходы медицинских организаций. В большей степени это касается больниц районного уровня. Тарифы там минимальные, поэтому они едва сводят концы с концами.
Эксперты рекомендуют во всех случаях, когда права граждан нарушаются, нужно идти за помощью к сотрудникам своих страховых медицинских организаций (СМО).
- При наличии любого предложения оплатить медицинскую помощь в лечебном учреждении, участвующем в реализации программы государственных гарантий, следует обратиться в СМО и проконсультироваться о правомерности оплаты, – пояснил член рабочей группы по развитию обязательного медицинского страхования ВСС Михаил Пушков. - Если оснований для оплаты нет, то страховой представитель поможет разобраться в ситуации, переговорит с главным врачом или заведующим отделением, и вопрос будет решен .
Председатель ФОМС Наталья Стадченко подчеркнула, что с этого года прописан пошаговый регламент сопровождения граждан со стороны СМО. Согласно документу, страховые представители обязаны консультировать и информировать пациента на всех этапах оказания медпомощи.
- Кроме того, во всех регионах есть горячие линии, ни одно обращение не остается без ответа, по всем жалобам принимаются меры, - отметила Наталья Стадченко. — Сегодня во всех страховых организациях и территориальных фондах есть call-центры. Если страховой представитель не подсказал, как поступить в той или иной ситуации, необходимо обращаться в территориальный фонд ОМС.
В ФОМС напомнили, что весь объем медицинской помощи по ОМС, на бесплатное получение которой вправе рассчитывать пациент, перечислен в программе госгарантий. Помимо этого, Минздрав России совместно с ФОМС выпустил памятку для граждан, где разъясняется, какие медуслуги им положены бесплатно.