Красоту оградили от жертв
3369
Верховный суд РФ 20 декабря не удовлетворил требования сургутского Окружного центра пластической хирургии и санкт-петербургской клиники «Планета женщин», предпринявших попытку признать обновленный в нынешнем году Порядок оказания медпомощи по профилю «пластическая хирургия» частично недействующим.
Представители истцов ранее указывали на несоответствие приказа №298н действующему законодательству, в частности ФЗ «О защите конкуренции» и ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Это, по мнению истцов, нарушает законные интересы клиник пластической хирургии, а требования Порядка могут быть исполнены лишь многопрофильными медцентрами. Указывали они и на нарушение процедуры принятия нормативного документа, пишет Vademecum.
- Требования, установленные Минздравом, направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья пациентов, - пояснил представитель Минздрава Александр Андре. - Наша обязанность эти правила соблюдать и гарантировать их соблюдение. Вопрос сводится к целесообразности установления более жестких требований.
Суд, выслушав эти доводы, а также мнение представителей Росздравнадзора Дмитрия Павлюкова и Михаила Опимаха, поддержал позицию Минздрава России.
Как ранее сообщал портал VladMedicina.ru, новая редакция Порядка значительно ужесточила требования, предъявляемые к участникам рынка эстетической красоты. Важное отличие от предыдущего приказа Минздрава России от 30 октября 2012 года №555н, изданного вскоре после того, как пластическая хирургия получила статус медицинской специальности, заключается в том, что теперь норматив категорически предписывает оказывать специализированную медпомощь исключительно в стационаре.
В предыдущем документе фигурировала более общая формулировка о том, что эстетические вмешательства могут осуществляться в медорганизациях и их подразделениях, оказывающих помощь по профилю «пластическая хирургия». Соответственно, уже на этом этапе в число нарушителей автоматически попадают, например, хирурги, проводящие блефаропластику амбулаторно.
Кроме того, отделения и центры пластической хирургии должны быть оснащены рентгеном и стационарным аппаратом КТ, а также маммографом и МРТ‐установкой. Эти и другие изменения объяснялись, в том числе главным пластическим хирургом Минздрава Натальей Мантуровой, стремлением обезопасить пациентов. В пример приводились случаи летальных исходов пациенток в клиниках эстетической хирургии. При этом игроки рынка неоднократно говорили, что новые требования избыточны и приводят к ограничению конкуренции.
Из-за ужесточения профильных регламентов клиники начали массово сдавать лицензии по пластической хирургии еще летом 2018 года. По состоянию на 1 октября 2018 года Росздравнадзор проверил 540 клиник из 1257 (43%). Более чем в половине из них (67%) выявлены нарушения.
При этом «Планета женщин» до того, как пойти в ВС РФ, обратилась в ФАС России с жалобой на необоснованность требований к техническому обеспечению клиник пластической хирургии. Антимонопольная служба посчитала, что заявитель не представил достаточных доказательств, обосновывающих его позицию.
Параллельно с резонансным делом и на фоне проверок Росздравнадзора рынок всколыхнула новость об аресте московского пластического хирурга Гульнары Шах. Пациентка ее клиники, по данным ТО Росздравнадзора по Москве и Московской области, после операции впала в кому.