Когда тайное должно стать явным? Мнение юриста
Судьи установили, что в данном случае сама по себе норма о врачебной тайне не противоречит Конституции РФ, поскольку гарантии защиты чести и достоинства умершего и доброй памяти о нем не могут быть исключены из сферы публичного интереса. Однако Европейский суд по правам человека считает возможным разглашение таких сведений при достаточных основаниях. Подозрение в том, что к гибели близкого человека привела несвоевременная или некачественно оказанная медицинская помощь, несомненно, к ним относится.
КС также отметил, что заключение о причине смерти человека выдается на руки родственникам, и в этом случае сохранение в тайне от них информации о диагностике или лечении теряет смысл.
Суд, правоохранительные органы или прокурор могут принять соответствующее решение и ознакомить заявителя с документами, касающимися медицинских сведений о близком человеке.
«В настоящее время заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается супругу или близкому родственнику, а при их отсутствии - иным родственникам либо законному представителю умершего. Следовательно, если сведения о причине смерти и диагнозе заболевания пациента уже стали доступны, то сокрытие информации о предпринятом лечении не может оправдываться врачебной тайной, особенно с учетом мотивов и целей обращения лица, объема уже имеющейся у него информации и иных обстоятельств», - говорится в постановлении суда.
Таким образом, сама по себе норма не противоречит Конституции РФ, поскольку предоставляет гражданину права и возможности получить необходимую информацию.
Однако в деле Зубкова отсутствуют сведения о том, что он обращался за сведениями в соответствующие инстанции, поэтому в рассмотрении жалобы ему все-таки было отказано.
Руководитель Центра медицинского права Алексей Панов убежден, что соответствующие поправки в действующее законодательство появятся уже в этом году.
- Ценность данного постановления КС заключается в том, что он рекомендовал законодателю проработать нормативы механизмов доступа к сведениям, составляющим врачебную тайну, близкого родственника пациента, - указывает Алексей Валентинович. – Я полагаю, что такие изменения должны появиться уже в течение текущего законотворческого года, максимум – следующего. А в целом я не вижу особых проблем в получении этих сведений близким родственником больного. Заявление иска о компенсации морального вреда, связанного со смертью родного человека, сегодня облагается госпошлиной в 300 рублей. В рамках самостоятельно подготовленного искового заявления подтверждение факта близкого родства умершего пациента и истца в ходе подготовки к судебному разбирательству либо самого судебного процесса устанавливается путем подачи ходатайства об истребовании медицинской документации близкого родственника.
Таким образом, поясняет медицинский юрист, уплатив 300 рублей, близкий родственник, в данном случае супруг, может получить доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну в отношении умершей жены.
- Абсурдность правового запрета к этим сведениям заключается еще и в том, что, как правило, близкие родственники (муж, жена, дети) при нахождении кого-то в больнице, все равно его посещают, - отмечает эксперт. –То есть они в курсе, состояния его здоровья. А уж если речь идет о погребении, тем более, предоставляется справка о причине смерти. В любом случае этот вопрос требует законодательного урегулирования. Послабления в законе для родственников будут иметь положительное значение, чего нельзя сказать об администрации ЛПУ. Скорее всего, в суды хлынет поток исков от людей, которые получат какие-то данные о некачественно оказанной медицинской помощи их близким родственникам, повлекшей тяжелые последствия для жизни и здоровья.