Суд над Алевтиной Хориняк: стоит ли врачам выписывать наркотики пациентам
3217
Состоится очередной суд над красноярским врачом Алевтиной Хориняк, которая еще в 2009 году выписала онкологическому пациенту с болями сильнодействующее лекарство. В мае 2013 года ее обвинили по двум статьям: «подделка документов» и «незаконный оборот сильнодействующих веществ с целью сбыта».
Напомним, Алевтина Хориняк, в то время 71-летняя врач с 50-летним стажем работы, выписала трамадол (лекарство, подлежащее учету) пациенту перед майскими праздниками, когда льготных препаратов в городе не было. Она нарушила инструкцию и выписала «платный» рецепт.
Защита Хориняк приговор от 2013 года обжаловала и приговор отменили. Но дело вернули на новое разбирательство. Госнаркоконтроль трижды за последние три месяца делал выемку и проверял рецепты, подлежащие учету, которые выписала в своей поликлинике врач Хориняк. Завтра - новый суд и, возможно, новый приговор врачу. Его вынесут в новых условиях. После смягчения правил выписки, хранения и отпуска сильнодействующих обезболивающих, утвержденных приказом Минздрава РФ 1175н, после нескольких громких самоубийств онкологических больных в России ситуация изменилась.
От решения суда 24 сентября в Красноярске зависит главное – будут ли врачи по-прежнему думать о том, что человека надо избавить от боли, а не о том, сколько проблем и какой срок ему принесет ему рецепт на морфин или трамадол? До сих пор уровень потребления в России наркотических анальгетиков в 200 раз меньше, чем, к примеру, в Германии, в 10 раз меньше, чем в соседней Белоруссии. При этом по данным ВОЗ, от 70 до 90% онкологических инкурабельных больных нуждаются в обезболивании.
Главный врач петербургского Хосписа №2 Зоя Софиева считает, что Хориняк, нарушившая инструкции и выписавшая рецепт, спасала человека от боли, и если бы она этого не сделала, это бы и было как раз наказуемым преступлением – оставлением человека в опасности. Зоя Софиева уточняет также, что трамадол, который выписала больному Хориняк, являясь учетным препаратом, не является наркотическим. Поэтому странно обвинять врача в наркодилерстве.
Зоя Софиева много лет читает врачам лекции по обезболиванию. Еще в 2011 году Софиева посетовала, что она, оставляя после лекций врачам свои визитки для дальнейших контактов и возможных вопросов, практически никогда не получает обратной связи. Сейчас ситуация в лучшую сторону существенно не изменилась. По-прежнему умврачей нет живого интереса к тому, как избавлять пациентов от боли. «Этому надо учить с первых курсов медицинских колледжей и вузов», - считает Зоя Софиева. И это тоже одна из причин, по которой обезболивающие препараты пока с трудом доходят до больных.
В интернете сейчас идет сбор подписей под петицией президенту Владимиру Путину «Обеспечить права пациентов на облегчение боли и свободу от пыток».
«Нельзя больше терпеть катастрофическую ситуацию неадекватного обезболивания больных и нарушение прав пациентов на облегчение боли и свободу от пыток! - заявляют авторы петиции. - Всемирная организация здравоохранения заявляет, что многие из наркотических анальгетиков и сильнодействующих веществ относятся к основным лекарственным средствам, то есть являются жизненно необходимыми и важнейшими препаратами, поэтому система контроля в стране не должна создавать барьеры и препятствовать их законному медицинскому применению для оказания помощи пациентам». Кроме того, авторы обращения к президенту требуют «пересмотра всех дел, по которым в последнее время были привлечены к уголовной ответственности наши коллеги: врачи, фельдшеры, медицинские сестры и ветеринарные врачи». Это относится и к делу Алевтины Хориняк.
Президент «Лиги защиты прав пациентов» Александр Саверский в интервью порталу Правмир. Ру накануне суда над Хориняк заявил, что из Уголовного Кодекса РФ вообще надо изъять норму, из которой фактически следует, что врачи могут быть наркодилерами. «У законодательства достаточно норм, согласно которым за распространение наркотиков человека можно наказать. Ассоциирование врача с распространителем наркотиков в корне неверно и политически, и социально, и юридически, - считает Саверский. - Врач сочетает функцию лечения больных и оказания помощи человеку с болью, требующих наркотических препаратов. Подозревать врача в этой ситуации в том, что он занимается распространением наркотиков можно, но он занимается этим в силу должностных обязанностей. У нас в стране это делается в интересах больных людей».
Источник: Доктор Питер