Заплатил за медуслугу? Следуй рекомендациям врача!
3305
В сравнении с прежними Правилами оказания платных медуслуг от 1996 года, новые более емко и четко прописывают правоотношения между клиниками и пациентами, – считает руководитель Центра медицинского права Алексей Панов. В Правилах оказания платных медуслуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 № 1006, исключена всякая неопределенность в отношениях между клиниками и пациентами. А значит, любые правовые споры между сторонами станут разрешаться оперативней и проще.
Итак, вот те важные моменты, на которые Алексей Панов рекомендует обратить внимание руководителям клиник (и пациентам) с 1января 2013 года - когда 1006-е Постановление вступит в законную силу.
На информационных стендах для пациентов – в том числе в частных клиниках - должна быть информация не только о платных медуслугах, но и о бесплатных, которые предоставляются в соответствии с территориальными Программами госгарантий.
Впервые появилась правовая норма, согласно которой до заключения договора исполнитель медуслуги обязан уведомить пациента о том, что несоблюдение отдельных рекомендаций врача (в том числе режима лечения) может снизить качество медуслуги, отрицательно сказаться на состоянии его здоровья или увеличить сроки лечения. (Норма может быть прописана в договоре или присоединена к нему отдельным документом.)
Сам договор между клиникой и пациентом отныне заключается только в письменной форме. Раньше, если медуслуга оказывалась в день обращения пациента, он мог быть и устным. Теперь же – только на бумаге, причем имеющиеся сегодня бланки договоров администрациям клиник придется доработать. Вообще всю меддокументацию клиникам нужно будет вести очень тщательно. В любой момент проверяющим органам (основной, как и прежде, Роспотребнадзор) придется предъявить добровольное информированное согласие пациента на медицинское вмешательство. В нем должны быть данные результатов обследования, диагностики, информация о связанных с лечением рисках и, конечно, подпись самого пациента.
Также следует быть готовыми к тому, что после оказания медуслуги в полном объеме пациент потребует копии всех меддокументов – такое право дает ему новое законодательство.
- Пациент обращается в клинику не ради самой медуслуги, а рассчитывая на благоприятные изменения в состоянии здоровья, которые произойдут в результате, - говорит Алексей Панов. – Эффект от медуслуги может появиться спустя некоторое время после ее оказания (пример – операция по удалению камней из желчного пузыря), поэтому очень хорошо, что новые правила внятно регламентируют поведение врача и пациента. То, что ни тот, ни другой не должны отступать от полезных для пациента действий. Конечно, новшества прибавят медикам бумажной работы, зато наличие документов защитит их на случай споров о качестве, сроках медуслуг и гарантийных обязательств. Ведь в судах доказательствами станут не слова, а содержание договоров.
До вступления 1006-го Постановления в силу осталось чуть больше двух месяцев – у администраций клиник достаточно времени, чтобы подготовиться к работе по новым правилам. Тогда при проверках они смогут избежать административных штрафов, доходящих до 30 тысяч рублей.
Источник: med-usluga.ru