Клиникам станет сложнее уйти от ответственности
Отныне пациенты будут с ними судиться по «Закону о защите прав потребителей». Об особенностях новшеств в законодательстве рассказывает руководитель Центра медицинского права Алексей Панов.
17 января 2012 года бывший тогда президентом Дмитрий Медведев провел заседание, посвященное защите прав потребителей. Медведев обратил внимание присутствующих на то, что законодательство по защите прав потребителей – в частности, Постановления пленума Верховного суда РФ - должно обновляться. Представители Фемиды это пожелание учли и спустя полгода, при нынешнем уже президенте, издали Постановление Пленума Верховного Суда РФ №17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" (от 28 июня 2012 года).
Рассказывает руководитель Центра медицинского права Алексей Панов:
- В соответствии с новым Постановлением, правоотношения, вытекающие из ОМС и ДМС, отныне регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей». Это означает, что все бюджетные и частные клиники, на которые недовольные пациенты подали иски, будут отвечать в суде по «потребительскому» закону. В Постановлении много полезного для пациентов. Так, Верховный суд РФ подробно разъясняет понятие существенного недостатка услуги – это поможет в отстаивании прав пациента. А вот освободиться от ответственности за нарушение прав больного или ненадлежащее оказание услуги медучреждению будет очень сложно. Придется доказать, что имели место обстоятельства непреодолимой силы или же сам пациент нарушил правила пользования медуслугой.
Кроме того, судами будет применяться пункт о взыскании неустойки в соответствие с ценой услуги. То есть, если клиника по требованию пациента своевременно не устранила недостаток – к примеру, не заменила некачественный протез стоимостью 200 тыс.рублей, неустойка составит эти самые 200 тысяч. Раньше, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, можно было уменьшить размер неустойки, чем суды зачастую и занимались. Могли снизить с 200 до 8 тысяч. Теперь же такое снижение возможно лишь в исключительных случаях.
Если клиника не установит срок службы своей услуги, то пациент имеет право предъявить претензию в течение 10 лет. А если нет письменного договора между клиникой и пациентом, то пациент может сослаться на условия договора со слов свидетелей. Клиника же – не сможет.
Ну и разъяснен порядок взыскания морального вреда. Как только установлено, что оказана услуга ненадлежащего качества, автоматически возникает обязанность мед.организации и страховой компании возместить этот вред, без суда. Суммы в таком случае ниже, чем при судебных разбирательствах, зато и нервотрепки поменьше.
Еще один пункт, который раньше использовался не во всех медицинских судебных спорах, станет теперь обязательным. Если клиника в добровольном порядке не удовлетворит требования пациента, с нее может быть взыскан штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом пациенту. Это очень существенная «добавка» к выплате – так что судиться клиникам будет невыгодно.
Источник: med-usluga.ru