И рассказать, и показать
Общественная палата России (ОП РФ) подготовила официальное обращение в Министерство образования и науки, в котором предложила изменить школьный курс преподавания в школах урока «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), сместив акцент в сторону практических занятий и их обязательного закрепления. Об этом VladMedicina.ru сообщили в пресс-службе ОП.
Сегодня в рейтинге уроков ОБЖ занимает последнее место. К предмету относятся формально не только дети, но и педагоги. Между тем практические навыки могли бы принести реальную помощь ребенку в жизни.
Председатель комиссии ОП РФ по развитию и поддержке добровольчества, благотворительности и патриотическому воспитанию, председатель исполнительного комитета Российского союза спасателей Сергей Щетинин в своем обращении отмечает необходимость усилить подготовку школьников по оказанию первой помощи при ДТП и бытовых травмах.
- Стоит отметить, что речь идет не о первой медицинской помощи, а именно о первой помощи - той, которая осуществляется до приезда «скорой» самими гражданами, - поясняет эксперт. - Эти действия не требуют никаких медикаментов, а только необходимых базовых навыков. Умение правильно наложить повязку, остановить кровь, сделать искусственное дыхание или непрямой массаж сердца позволяет спасти человека в первые минуты после происшествия, а также делает более эффективным его дальнейшее лечение.
О неэффективности преподавания ОБЖ в школах говорит и неутешительная статистика, собранная Российским союзом спасателей.
- Мы периодически задаем вопросы, касающиеся оказания первой помощи, простым прохожим любого возраста. Например, спрашиваем, как остановить кровотечение. Практически все отвечают, что с помощью брючного ремня, но когда мы просим показать, как это делать, 90% тут же впадают в ступор, - отмечает Сергей Щетинин. – То же самое касается искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Ответ, что это нужно делать «примерно вот так», приводит зачастую к гибели пострадавшего.
Специалисты напоминают, что между знаниями и применением их на практике – большая разница, и целесообразно пожертвовать несколькими часами обязательной учебной программы, чтобы сделать больший акцент на практической части основ безопасности жизнедеятельности.
Для усовершенствования методики преподавания ОБЖ в Общественной палате предлагают объединить усилия экспертов Министерства образования и науки, МЧС, а также профильных общественных организаций.
- Человек может знать русский и математику на пятерку, быть подкованным в других дисциплинах, но без подобных практических знаний - попросту умереть от не оказанной вовремя помощи, - подчеркнул председатель исполнительного комитета Российского союза спасателей. - Безопасность человека должна быть на первом месте.
Фото с сайта: www.factmonster.com